DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
В Казани обсудили ведущие федеральные и республиканские практики по сопровождению молодых талантов

В Казани обсудили ведущие федеральные и республиканские практики по сопровождению молодых талантов

28 мая на базе Института управления, экономики и финансов Казанского федерального университета состоялся семинар по вопросам системы работы с одаренными детьми и молодежью, который проводился по поручению Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова.

Программа семинара состояла из двух частей. В первой половине дня была проведена пленарная сессия с участием Елены Шмелевой, руководителя Образовательного фонда «Талант и успех»; Алексея Федосеева, президента НКО «Ассоциации участников технологических кружков»; Петра Положевца, исполнительного директора Благотворительного фонда «Вклад в будущее» ПАО «Сбербанк»; Антона Серикова, руководителя по связям со стратегическими партнерами АНО «Россия – страна возможностей»; Тамары Федоровой, начальника управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан; Файрузы Мустафиной, сопредседателя Научно-экспертного совета госпрограммы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы». Модератором площадки выступил Айдар Акмалов, исполнительный директор Университета Талантов.

Елена Шмелева рассказала про сложившуюся модель Образовательного центра «Сириус», высокую результативность и эффективность которой можно отметить по продемонстрированным успехам ребят, прошедших образовательные программы в «Сириусе». Также она отметила, что открывают программы самые сильные педагоги и профессионалы, которые развивают национальные проекты. Тем, кто работает с детьми, уделяют большое внимание:

Наша совместная задача – сделать так, чтобы все муниципалитеты подтягивались, программы повышения квалификации педагогов были равнодоступны и имели дальнейшее сопровождение на базе республиканского центра-партнера. Важно, чтобы ребята видели возможность применения своего таланта здесь и сейчас. «Сириус», Сочи и решение президента Владимира Владимировича Путина привело к тому, что вокруг школьного проекта создается новая среда: образовательная, творческая, инновационная, городская. Это некая картинка того, как менять мир благодаря тем задачам, которые ребята выбирают. Мы мечтаем, чтобы они реализовались.

Алексей Федосеев рассказал про Кружковое движение Национальной технологической инициативы. НТИ – это не только образование, но и технологические прорывы и следующие шаги, которые должна сделать страна. Чтобы вырастить поколение лидеров, команд, необходима системная работа, и Кружковое движение – это программа, которая была запущена с целью подготовки к 2025 году сообщества из 500 000 талантов, технологических энтузиастов, предпринимателей нового типа:

– В последние годы намечается рост интереса, увеличивается доля технологических кружков по сравнению с уже давно популярными спортом и искусством. Для нас это поле, в котором мы стараемся работать и дополнить элементы, которые реализуются в общем образовании. Это образует сложную экосистему, в которой очень много разных партнеров, сильных технологических компаний. Региональная логика работы здесь играет большую роль. Для нас это интересная история про горизонтальные связи между разными командами-институтами, которые существуют, выполняют важную функцию, и эти связи могут дать ребятам понимание, что развиваться в регионе также интересно.

Алексей Игоревич рассказал про систему проектов, которая реализуется в рамках Кружкового движения НТИ. Одним из примеров стала Олимпиада НТИ, где по итогам конкурса Татарстан занял третье место после Новосибирска и Санкт-Петербурга.

Петр Положевец затронул тему индивидуальной траектории развития школьника. Работа в классе выстраивается не так эффективно, как полагалось ранее. В классе есть разные группы детей, а учитель работает со «средним» учеником. Поэтому необходимы новые решения, как учителю справиться с этими группами школьников и для каждого организовать реальный индивидуальный процесс. Эксперт рассказал о программе Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», чтобы вовлечь каждого ребенка в образовательный процесс:

– Президент РФ поручил нам апробировать наш проект в 5 субъектах, ныне в 15 школах. Сейчас идет комплексный отбор, и Татарстан подал заявку на участие. 4 школы республики будут участвовать в этом проекте. С одной стороны, ребенку дается свобода выбора, что ему учить, и это может звучать странно, так как у нас существуют государственные стандарты. Вопрос в том, как поделить учебное содержание. Можно учить параграф за параграфом, а можно выделить цели в рамках образовательных модулей. Чтобы достичь их, у ребенка будет выбор задания. Он может посмотреть видео, поиграть в игру, прочитать текст. Если мы не создадим школу возможностей и у ребенка не будет выбора своей индивидуальной траектории, мы не сможем ответить на существующие вызовы. Вместе с ребенком развивается и учитель, он перестает быть лектором, который вещает перед классом 45 минут.

Антон Сериков познакомил участников с платформой «Россия – страна возможностей», на базе которой реализуется 18 проектов. Их общая цель – равные возможности, чтобы каждый мог проявить себя, реализовать свой талант и профессиональный потенциал, воплотить в жизнь бизнес-идеи или общественные инициативы. Эта открытая площадка была создана в 2018 году для общения талантливых и неравнодушных людей всех возрастов, обмена опытом между предпринимателями, управленцами, молодыми профессионалами, добровольцами и социальными активистами.

Во второй половине дня была организована работа по секциям.

Представители вузов, колледжей, молодежных и общественных организаций Республики Татарстан, а также студенты и молодые специалисты приняли участие в секции, посвященной развитию проектов платформы АНО «Россия – страна возможностей» в Республике Татарстан. Спикерами площадки стали Антон Сериков и Тимур Сулейманов, первый заместитель министра по делам молодежи РТ. Тимур Джавдетович отметил, что каждый проект или конкурс платформы являются «социальным лифтом» для молодежи республики, сейчас основная задача министерства – информирование целевых групп потенциальных участников конкурсов и проектов платформы. Во многих проектах активно участвует молодежь Татарстана, у некоторых из них есть аналоги. Например, в Татарстане успешно проходят конкурсы «Кадровый резерв и «Вверх», схожих с концепцией конкурса «Лидеры России». Всероссийский конкурс «Лига вожатых» имеет свой аналог – «Школу руководителей и вожатых Сэлэт». Ежегодно Министерство по делам молодежи РТ проводит ряд конкурсов, которые направлены на грантовую поддержку молодежных и детских объединений, на базе платформы реализуется Всероссийский конкурс молодежных инициатив «Грантовый конкурс молодежных инициатив».

Площадка «Развитие Кружкового движения Национальной технологической инициативы  в РТ» объединила представителей Кружкового движения, Центров молодежного инновационного творчества и кванториумов. В работе проектной сессии приняли участие Алексей Федосеев, Ранис Идрисов, директор Республиканского центра внешкольной работы, Андрей Фёдоров, начальник корпоративного отдела Министерства промышленности и торговли РТ, Михаил Юриков, директор ЦМИТа «Авиатор».

Алексей Федосеев рассказал о деятельности Кружкового движения. Ранее он отмечал, почему используется слово «кружок» и оно является ключевым:

– Здесь мы обращаемся к тому опыту, который существовал с начала 20 века в нашей стране и не только. Взрослые люди, энтузиасты разных возрастов, профессора, студенты, молодые люди вместе бросались на решение задач в областях, которые еще не получили массовое распространение. Например, Жуковский, окруженный молодыми людьми, создал целую отрасль. В некотором смысле это НТИ того времени. Люди мечтали летать в космос. С течением времени кружок приобрел законсервированную форму в рамках дополнительного образования. Во многих кружках потерялся тот огонек, когда ребята работали вместе с экспертом и старались решить нерешенные задачи.

В заключение Ильсия Иванова, модератор площадки, познакомила участников проектной сессии с региональным Фестивалем идей и технологий Rukami, который состоится 15 и 16 июня на территории Казанской ярмарки.

Олег Волков, начальник отдела дополнительного профессионального образования Чебоксарского института (филиала) Московского политехнического университета:

– То, что обсуждалось в рамках сессии Кружкового движения значимо, чтобы в работе дополнительного образования каждому ребенку дать возможность проявить свои таланты в инновационно-техническом направлении. Я считаю, что это не дополнительное образование. Возможно, оно даже более важное, чем обычное общеобразовательное. Мне всегда приятно приезжать и видеть новую ступень развития. В этом случае эффективно работающая система Университета Талантов вышла на другой уровень и стала фактически организатором программы «Сириуса».

На площадку, посвященную реализации проектов Благотворительного фонда «Вклад в будущее» ПАО «Сбербанк» на территории РТ, были приглашены представители лицеев-интернатов для одаренных детей, образовательные организации, педагоги и учителя. Они познакомились с программами фонда, сделали анализ, где определили сильные стороны и зоны роста программ, также рассмотрели риски и возможности. Помимо этого участники проектной сессии познакомились с западными практиками образования. Петр Положевец рассказал о проблемах образовательной программы и уделил внимание проектной деятельности и отметил, что он должна иметь конечный результат и приносит пользу обществу. Также на встрече выступила Татьяна Камалетдинова, начальник отдела развития дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Татарстан. Она затронула тему о внедрении информационных технологий в образовательную программу России и Татарстана, рассказала о потенциале программ фонда и поделилась своим опытом работы учителем.

– Цифра не спасет вас ни от чего. Она лишь отметит ваши заслуги и поможет продумать свой дальнейший путь, – отметила Татьяна Сергеевна. Спикер также коснулась темы заинтересованности школьников в обучении и его продуктивности. Она считает, что один из факторов успешности – умение адаптироваться к изменяющимся условиям и работать в команде.

Фоторепортаж

Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов