DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Эффективные ракеты-носители, выращивание плесневых грибков для сыра и умные города в проектах школьников Татарстана

Эффективные ракеты-носители, выращивание плесневых грибков для сыра и умные города в проектах школьников Татарстана

Будущее – за инновациями и талантливыми молодыми людьми, которые их создают. В этом молодежи помогают конкурсы, которые позволяют развить свои идеи, правильно разработать и представить проекты. Одним из таких конкурсов является Всероссийский конкурс научно-технологических проектов школьников, который организует Образовательный центр «Сириус» совместно с региональными центрами поддержки одаренных детей. Организаторами конкурса в нашей республике являются Министерство образования и науки Республики Татарстан и Университет Талантов.

9 марта состоялся муниципальный этап Всероссийского конкурса научно-технологических проектов школьников. Учащиеся 8–10 классов из Казани, Зеленодольска и Азнакаево представили 24 проекта. Выступить с защитой можно было очно и онлайн.

Экспертами муниципального этапа стали:

  • Айдар Фаритович Акмалов, исполнительный директор Университета Талантов;
  • Наталья Александровна Аппалонова, координатор Проектной олимпиады Университета Талантов, региональный координатор проектов конкурса «Большие вызовы», федеральный эксперт Росмолодежи по проектам физических лиц;
  • Разина Рамазановна Нигматуллина, руководитель направления «Экспертно-аналитическое сопровождение» Университета Талантов, доктор биологических наук, профессор кафедры нормальной физиологии Казанского государственного медицинского университета, эксперт регионального этапа конкурса;
  • Эмиль Василович Шамсутдинов, кандидат технических наук, проректор по научной работе Казанского государственного энергетического университета, эксперт регионального этапа конкурса;
  • Вадим Сергеевич Гуськов, заместитель директора по информационной работе и педагог дополнительного образования в IT-лицее, эксперт регионального этапа конкурса;
  • София Миргалимовна Сюркова, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и декан экономического факультета Университета управления «ТИСБИ»;
  • Ярослав Александрович Кончаков, учитель технологии Школы Иннополис.

Эксперты оценивали проекты участников по следующим критериям:

  • Научная, исследовательская, практическая проблема, которую решает проект (целеполагание);
  • Анализ исследований/разработок по теме проекта, обзор существующих решений, перспективы использования результатов;
  • Описание технологий, методов и оборудования, использованных в проекте;
  • Описание основных результатов проекта.

В ходе защиты ребята получили рекомендации от экспертов, смогли понять, какие ошибки были допущены и как можно улучшить проект. В течение марта ребята, чьи проекты допустили к участию на региональном этапе, смогут доработать их с учетом озвученных рекомендаций.

Наталья Аппалонова отметила, что любая проектная деятельность успешна, когда она строится на позиции сотворчества: наставники передают свои опыт и знания, а молодые люди апробируют свои идеи и получают инструменты для их реализации. Именно в таком симбиозе можно достичь синергетического эффекта и результат будет идти на благо нашей республики и страны в целом.

– Участие молодежи в конкурсах проектов важно, потому что вся наша жизнь – один глобальный проект. Если дети не будут уметь реализовывать научные и теоретические знания, то и в их собственной жизни не будет высоких достижений. Управление проектом под результат, основы проектной деятельности – те азы, которые современная молодежь должна знать и применять на практике, – отметила координатор.

Сами участники тоже заинтересованы в развитии Татарстана и России в самых разных направлениях. Динара Абдуллова, ученица 10 класса Лицея-интерната для одаренных детей с углубленным изучением химии (г. Зеленодольск), защитила проект «Усовершенствование методики выращивания плесневых грибов для сыроваренной промышленности». По словам Динары, идея в голову пришла внезапно, но позже они с одноклассником Максимом Марченко поняли, что это действительно важно для российской сыроваренной промышленности:

– В России в связи с политическими санкциями рынок сыров стал очень дорогим, тем более стали дорогими сыры с плесенью. Но сыр с плесенью – очень полезный продукт, люди производят его с того же времени, как начали производить хлеб. Мы хотим, чтобы сыр с плесенью стал вкусным, качественным и доступным в нашей стране. Максим уже участвовал в конкурсе «Большие вызовы» в 2017 году, сейчас мы тоже хотим попасть туда, ведь это – большой шанс, большие возможности.

Участники представили проекты в следующих направлениях:

  • Нейротехнологии и природоподобные технологии;
  • Агропромышленные и биотехнологии;
  • Генетика, персонализированная и прогностическая медицина;
  • Когнитивные исследования;
  • Космические технологии;
  • Нанотехнологии;
  • Беспилотный транспорт и логистические системы;
  • Умный город.

Больше всего работ было представлено в последнем направлении, что говорит о высокой заинтересованности школьников в развитии современных городов, создании максимально комфортных и безопасных условий жизнедеятельности для людей.

Тимур Гарифуллин, ученик 8 класса Лицея-инженерного центра (г. Казань), поделился, что 3D-принтер он создает и использует не в первый раз:

– Я сделал для себя вывод, что такие устройства в стандартных конфигурациях довольно дорогие, хотя в быту они становятся все более востребованными. Может сломаться важная мелкая деталь, и ее будет необходимо быстро заменить. 3D-принтер может легко справиться с этой задачей. Замечания экспертов очень ценные. Благодаря им я улучшаю свой проект, учусь правильно представлять его на публике.

По мнению эксперта конкурса Вадима Гуськова, с каждым годом проектная деятельность молодежи в Татарстане становится все сильнее. Он отметил, что подтягиваются ребята не только из лицеев, но и из обычных общеобразовательных школ, а сами проекты становятся интереснее и продуманнее:

– Здесь ребята живут проектом, у них развивается творческое мышление, ведь это не банальное решение стандартной задачи по формуле. На защите участники представили сильные проекты, некоторые из которых я уже видел ранее, и я очень рад, что ребята двигаются только вперед. Будем ждать их на региональном этапе с уже готовым продуктом.

Региональный этап Всероссийского конкурса научно-технологических проектов школьников состоится с 30 по 31 марта. Напомним, что победители регионального этапа получат шанс стать участником образовательной программы «Большие вызовы», которая пройдет в июле этого года в Образовательном центре «Сириус». Участники будут посещать лекции и мастер-классы российских ученых-экспертов, встретятся с ведущими предпринимателями страны и будут применять свои знания на практике на высокотехнологичном передовом оборудовании в лабораториях и мастерских Парка науки и искусства «Сириус».

Фоторепортаж

София Бармина,
Медиалаборатория Университета Талантов