Одной из главных задач в сопровождении талантливой молодежи является содействие их успешному трудоустройству и карьерному развитию. Для решения этой задачи Университет Талантов сотрудничает с ведущими организациями республики (группа компаний ICL, завод «Элекон», Казанский вертолетный завод, Казанский электротехнический завод, компания «Унистрой», консалтинговая компания «Современные технологии», ПАО «Татнефть», «КАМАЗ» и другие) и вместе с ними разрабатывает общую экосистему поддержки и сопровождения молодых людей. Более плотная работа с предприятиями-партнерами началась в январе этого года на «А-форуме», где в рамках заседания Кадрового клуба программы «Поддержка молодых специалистов и наставников предприятий Республики Татарстан» проходило обсуждение развития наставников, адаптации молодых специалистов, подготовки талантливой молодежи к работе на предприятии и освоения и использования новых практик.
2 марта в Центре развития талантов Ак Барс Банка состоялась проектная сессия с представителями предприятий и Университета Талантов. Встречу курировали координатор «Олимпиады наставников» Ольга Репина, координатор проектов по работе с партнерами Мария Ермилова и руководитель проектной группы направления «Открытое сообщество наставников» Лилия Орлова.
Мероприятие состояло из трех этапов: презентация моделей наставничества, существующих на казанских предприятиях, подробное рассмотрение идеальной модели наставничества в организациях и принятие решений по внесению корректировок в работе предприятий.
Сессия началась с определения целевой аудитории предприятий. Это могут быть:
- Молодые специалисты, которые участвуют в проектных олимпиадах;
- Студенты Университета Талантов;
- Специалисты предприятия, которые входят в кадровый резерв.
После этого участники перешли к обсуждению взаимодействия между студентами и организациями. Лилия Орлова рассказала о необходимости развития системы наставничества на предприятиях:
– Наставники на производстве были еще в советские времена: опытные кураторы передавали свои навыки молодым специалистам. Мы хотим объединить наши разработки, чтобы наставляемым передавались не только профессиональные навыки (например, как происходят сварочные работы), но и надпредметные (например, как правильно строить доверительные отношения с сотрудниками). При этом у студентов Университета Талантов есть запрос на построение системы взаимодействия места обучения, практики и трудоустройства.
Участники сессии поделились своим опытом в сфере наставничества и рассказали о существующих моделях. Например, на Казанском электротехническом заводе есть специалисты «руководитель стажировки» и «тренер hard skills», которые реализуют наставническую программу. У Казанского вертолетного завода есть следующие специальности: наставники на производстве, наставники инженерно-технического профиля, наставники наставников.
На встрече была подробно рассмотрена модель компетенций наставников предприятий, разработанная экспертами Университета Талантов. В нее входят следующие компетенции:
- Фасилитатор;
- Модератор;
- Диагност;
- Руководитель проекта;
- Тренер надпредметных компетенций;
- Наставник проектного управления;
- Профессиональный менеджер;
- Продюсер;
- Наставник в организации интеллектуальных состязаний;
- Наставник родительского образования;
- Координатор программы на предприятии.
Участники проектной сессии разобрали разные типы наставников, их задачи, например, карьерная навигация, адаптация или знакомство с корпоративной культурой, и определили компетенции и субкомпетенции, которые необходимо развивать каждому наставнику.
Также представителям предложили проводить проектные олимпиады внутри организаций и включить их в Республиканский реестр конкурсных мероприятий. Примером может служить олимпиада Казанского вертолетного завода «Технопрорыв». Для регистрации конкурсов в Реестре необходимо отправить заявку. Победа или призовое место в одной из олимпиад реестра поможет молодежи без дополнительных испытаний стать студентом Университета Талантов и получить меры государственной поддержки.
Ирина Куликова, старший специалист по персоналу на Казанском вертолетном заводе, поделилась опытом завода в построении системы наставничества:
– Особое внимание этому вопросу мы стали уделять с 2012 года. Недавно мы усовершенствовали эту систему. Нужно постоянно двигаться вперед, чтобы отвечать на современные запросы. На этой проектной сессии мы еще больше уточнили и детализировали свои знания в этой области. Сейчас у нас проходит множество совместных мероприятий, где наши сотрудники выступают в роли модераторов, а Университет Талантов помогает нам встречаться с талантливыми ребятами. Мы знакомим молодежь со своим предприятием, у нас появляется возможность пригласить студентов к нам. Также у нас заключено трехстороннее соглашение с КНИТУ-КАИ, гимназией № 8 и школой № 54. Это помогает привлекать на завод уже готовых специалистов.
Мария Ермилова рассказала о совместной деятельности с предприятиями:
– Еще на студенческом этапе молодым людям необходимо проходить стажировки или профессиональные пробы. Наше сотрудничество с предприятиями сейчас делится на два вектора. Первое – формирование интерактивной рабочей карты возможностей для молодых специалистов. Второе – поддержка молодежи и наставников на предприятиях. Эти два направления могут успешно дополнять друг друга за счет особой системы. Молодые специалисты могут быть наставниками для студентов вузов, в свою очередь студенты могут быть наставниками школьников. Благодаря этому становится возможной интеграция молодого поколения в экономику республики. Мы собираем подробную информацию о возможностях предприятий, чтобы передать их студентам, и всегда рады новым лицам для сотрудничества в программе.
Екатерина Дьякова,
Медиалаборатория Университета Талантов