DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Модель компетенций наставника, проектные олимпиады и взаимодействие со школами: как развивать наставничество на предприятиях и привлекать молодые таланты

Модель компетенций наставника, проектные олимпиады и взаимодействие со школами: как развивать наставничество на предприятиях и привлекать молодые таланты

Одной из главных задач в сопровождении талантливой молодежи является содействие их успешному трудоустройству и карьерному развитию. Для решения этой задачи Университет Талантов сотрудничает с ведущими организациями республики (группа компаний ICL, завод «Элекон», Казанский вертолетный завод, Казанский электротехнический завод, компания «Унистрой», консалтинговая компания «Современные технологии», ПАО «Татнефть», «КАМАЗ» и другие) и вместе с ними разрабатывает общую экосистему поддержки и сопровождения молодых людей. Более плотная работа с предприятиями-партнерами началась в январе этого года на «А-форуме», где в рамках заседания Кадрового клуба программы «Поддержка молодых специалистов и наставников предприятий Республики Татарстан» проходило обсуждение развития наставников, адаптации молодых специалистов, подготовки талантливой молодежи к работе на предприятии и освоения и использования новых практик.

2 марта в Центре развития талантов Ак Барс Банка состоялась проектная сессия с представителями предприятий и Университета Талантов. Встречу курировали координатор «Олимпиады наставников» Ольга Репина, координатор проектов по работе с партнерами Мария Ермилова и руководитель проектной группы направления «Открытое сообщество наставников» Лилия Орлова.

Мероприятие состояло из трех этапов: презентация моделей наставничества, существующих на казанских предприятиях, подробное рассмотрение идеальной модели наставничества в организациях и принятие решений по внесению корректировок в работе предприятий.

Сессия началась с определения целевой аудитории предприятий. Это могут быть:

  1. Молодые специалисты, которые участвуют в проектных олимпиадах;
  2. Студенты Университета Талантов;
  3. Специалисты предприятия, которые входят в кадровый резерв.

После этого участники перешли к обсуждению взаимодействия между студентами и организациями. Лилия Орлова рассказала о необходимости развития системы наставничества на предприятиях:

– Наставники на производстве были еще в советские времена: опытные кураторы передавали свои навыки молодым специалистам. Мы хотим объединить наши разработки, чтобы наставляемым передавались не только профессиональные навыки (например, как происходят сварочные работы), но и надпредметные (например, как правильно строить доверительные отношения с сотрудниками). При этом у студентов Университета Талантов есть запрос на построение системы взаимодействия места обучения, практики и трудоустройства.

Участники сессии поделились своим опытом в сфере наставничества и рассказали о существующих моделях. Например, на Казанском электротехническом заводе есть специалисты «руководитель стажировки» и «тренер hard skills», которые реализуют наставническую программу. У Казанского вертолетного завода есть следующие специальности: наставники на производстве, наставники инженерно-технического профиля, наставники наставников.

На встрече была подробно рассмотрена модель компетенций наставников предприятий, разработанная экспертами Университета Талантов. В нее входят следующие компетенции:

  1. Фасилитатор;
  2. Модератор;
  3. Диагност;
  4. Руководитель проекта;
  5. Тренер надпредметных компетенций;
  6. Наставник проектного управления;
  7. Профессиональный менеджер;
  8. Продюсер;
  9. Наставник в организации интеллектуальных состязаний;
  10. Наставник родительского образования;
  11. Координатор программы на предприятии.

Участники проектной сессии разобрали разные типы наставников, их задачи, например, карьерная навигация, адаптация или знакомство с корпоративной культурой, и определили компетенции и субкомпетенции, которые необходимо развивать каждому наставнику.

Также представителям предложили проводить проектные олимпиады внутри организаций и включить их в Республиканский реестр конкурсных мероприятий.  Примером может служить олимпиада Казанского вертолетного завода «Технопрорыв». Для регистрации конкурсов в Реестре необходимо отправить заявку. Победа или призовое место в одной из олимпиад реестра поможет молодежи без дополнительных испытаний стать студентом Университета Талантов и получить меры государственной поддержки.

Ирина Куликова, старший специалист по персоналу на Казанском вертолетном заводе, поделилась опытом завода в построении системы наставничества:

– Особое внимание этому вопросу мы стали уделять с 2012 года. Недавно мы усовершенствовали эту систему. Нужно постоянно двигаться вперед, чтобы отвечать на современные запросы. На этой проектной сессии мы еще больше уточнили и детализировали свои знания в этой области. Сейчас у нас проходит множество совместных мероприятий, где наши сотрудники выступают в роли модераторов, а Университет Талантов помогает нам встречаться с талантливыми ребятами. Мы знакомим молодежь со своим предприятием, у нас появляется возможность пригласить студентов к нам. Также у нас заключено трехстороннее соглашение с КНИТУ-КАИ, гимназией № 8 и школой № 54. Это помогает привлекать на завод уже готовых специалистов.

Мария Ермилова рассказала о совместной деятельности с предприятиями:

– Еще на студенческом этапе молодым людям необходимо проходить стажировки или профессиональные пробы. Наше сотрудничество с предприятиями сейчас делится на два вектора. Первое – формирование интерактивной рабочей карты возможностей для молодых специалистов. Второе – поддержка молодежи и наставников на предприятиях. Эти два направления могут успешно дополнять друг друга за счет особой системы. Молодые специалисты могут быть наставниками для студентов вузов, в свою очередь студенты могут быть наставниками школьников. Благодаря этому становится возможной интеграция молодого поколения в экономику республики. Мы собираем подробную информацию о возможностях предприятий, чтобы передать их студентам, и всегда рады новым лицам для сотрудничества в программе.

Екатерина Дьякова,
Медиалаборатория Университета Талантов