Технологии развиваются настолько стремительно, что с каждым годом появляется все больше новых профессий, а привычные нам быстро устаревают. Поэтому молодому человеку важно развивать soft skills. Применение этих навыков поможет быстро сориентироваться в изменяющихся условиях и освоить востребованную в новом мире специальность. Именно поэтому образовательная программа Университета Талантов включает в себя цикл тренингов на развитие надпредметных компетенций.
Почему важно развивать надпредметные компетенции, чем тренинги эффективнее лекций и где пригодятся «мягкие» навыки, нам рассказала Татьяна Зарипова, координатор сетевого проекта «Тренинг-класс» Университета Талантов (г. Казань).
― Татьяна Юрьевна, что такое надпредметные компетенции и почему их важно развивать?
― Надпредметные компетенции, или soft skills – это те «мягкие» навыки, которые позволяют молодому человеку быть успешным и востребованным в условиях неопределенности, быстро и на высоком уровне принимать качественные решения. Их нужно отрабатывать. Надпредметные навыки – это про то, как можно договориться, собрать команду, создать проект или открыть собственное дело. Это про видение, лидерство, про то, как человек умеет видеть цель, ставить ее перед собой и достичь ее. Hard skills – это специальность человека, его узкопрофессиональные навыки. Развивать soft skills нужно, чтобы реализовать hard skills на высочайшем уровне.
― Как проходят тренинги на развитие надпредметных компетенций? В чем их отличие от традиционных уроков и лекций?
― Тренинговые форматы взаимодействия и работы помогают очень быстро отработать навыки, например, soft skills. Лекционные форматы не позволяют человеку быстро освоить знания и применить их на практике. Тренинг – это:
- как я это слышу;
- как я это делаю;
- в ту же секунду применяю на практике.
Такой подход позволяет быстро и качественно отработать и внедрить в практику те или иные качества и навыки. На уроках и лекциях человек усваивает информацию, но не применяет ее в жизни.
― Кто будет проводить цикл тренингов?
― Проводить тренинги будут сертифицированные тренеры надпредметных компетенций, которые прошли обучение и отбор. Это наши собственные кадры, которые мы взрастили. Они подтвердили свое право на работу со студентами и проведение тренингов на развитие надпредметных компетенций. Среди них, конечно, есть соорганизаторы мероприятий Университета Талантов.
― На каком этапе образовательной программы Университета Талантов студенты проходят тренинги?
― Система Университета Талантов организована таким образом: студент, проходя диагностику на портале, понимает, какие компетенции ему сейчас важно развивать. Вместе с наставником студент обсуждает индивидуальный план развития, они намечают, когда какие компетенции ему предстоит развить и какие тренинги пройти. Через 4 месяца студент еще раз проходит диагностику и смотрит, насколько он смог развить ту или иную компетенцию. Прохождение тренинг-классов и развитие надпредметных компетенций встраивается в индивидуальный план развития студента. Это один из тех шагов, который необходимо сделать, будучи студентом Университета Талантов.
― У студента есть сильные стороны и «зоны роста». Как понять, с чем работать в первую очередь?
― Вопрос довольно дискуссионный, потому что есть много разных мнений. Одни считают, что непременно нужно развивать сильные стороны, другие делают акцент на западающие моменты. Мы в Университете Талантов взяли за гипотезу, что нужно дать студенту возможность найти баланс между всеми компетенциями и развить западающие.
― Где молодой человек сможет применить навыки после прохождения цикла тренингов?
― Студент применяет навыки сразу и может использовать их в любой области. Он становится более активным, лучше и быстрее генерирует идеи, точнее понимает, как собрать команду. Не применяя навыки на практике, например, в школе или в вузе, невозможно эффективно реализовывать идеи.
― Что еще помогают развить тренинг-классы, кроме надпредметных компетенций?
― Основной акцент тренинг-классов – это soft skills. Есть «побочные эффекты», потому что человек, развивая свои «мягкие» навыки, становится более успешным, проактивным. Он инициирует создание новых школьных компаний, студенческих советов, начинает активнее принимать участие в жизни учебного заведения, города. Запуск собственного стартапа, успехи в конкурсах – все это и есть бонус. Мы не всегда можем их отследить. Главное, что мы через тренинги на развитие надпредметных компетенций даем студенту Университета Талантов точку роста.
София Бармина,
Медиалаборатория Университета Талантов