DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Поиск общих целей и диалог сквозь поколения: как сообща создать оптимальную образовательную среду

Поиск общих целей и диалог сквозь поколения: как сообща создать оптимальную образовательную среду

В современном мире тенденции меняются с огромной скоростью, и они касаются не только молодых специалистов. Образовательные учреждения не поспевают за требованиями новой экономики, при этом нарастает необходимость переобучения поколения, которое жило и работало в предыдущем экономическом укладе. Поэтому общество нуждается в изменениях, благодаря которым семьи научатся вести межпоколенческий глубокий диалог в вопросах образования без манипуляции и смогут помочь друг другу подготовиться к вызовам времени.

9 февраля в Казани состоялась первая Лаборатория «Образование для будущего», организованная Метаверситетом (г. Санкт-Петербург) и Политехническим лицеем № 182 (г. Казань) при поддержке Университета Талантов. Более 60 учащихся Политехнического лицея № 182, их родителей и педагогов приняли участие в Лаборатории, которая включает в себя площадки диалога об образовании между разными поколениями.

Деятельность лаборатории нацелена на налаживание взаимодействия между составляющими родитель–ученик, ученик–учитель, родитель–учитель. Участники должны решить общую задачу совместными усилиями при учете интересов каждой группы, чтобы улучшить учебный процесс и сделать его более эффективным.

Наш лицей с ноября 2018 года сотрудничает с Университетом Талантов. Вместе мы реализуем наши проекты, среди которых есть Лаборатория «Образование для будущего». Я заметила тенденцию, что группы педагогов, учеников и родителей существуют сами по себе, и до этого мероприятия мы не собирались вместе и не выслушивали мнение каждого представителя групп. Как только Университет Талантов предложил нам такую возможность, мы сразу согласились. Радует, что ученики, которые обычно отмалчиваются на уроках, здесь начинают говорить, высказывать свои идеи, делиться предложениями. От родителей я узнала, что они не понимают педагогов, поэтому считаю, что их нужно больше приглашать и слушать их пожелания, то есть получать обратную связь не через ребенка, а напрямую. Это явно улучшит процесс развития молодежи. Модераторы на этом мероприятии работают с позиции фасилитаторов, направляя участников в нужное русло и не навязывая свое мнение, – рассказала Венера Фазуллина, соорганизатор Университета Талантов, социальный педагог политехнического лицея № 182 (г. Казань).

В рамках мероприятия работало четыре стола-площадки: родители, педагоги и два стола учеников. Мероприятие состояло из пяти тактов:

  1. В начале работы каждый стол составил образ желаемого будущего и прогнозировал тенденции в сфере образования на следующие 10 лет, которые в конце было необходимо аргументированно защитить.
  2. Затем участники составили образ жизни и занятий людей в будущем.
  3. Участники должны были написать и понять для себя, какие компетенции, по их мнению, будут востребованы в перспективе, что также нужно было аргументировать на защите.
  4. Столы проектировали образование для будущего, предлагая коррективы, которые нужно внести в нынешнюю систему образования.
  5. Каждый стол представлял свой проект по улучшению системы образования.

Родители предложили обучать в классе максимум по 10 человек, каждому ученику приобрести индивидуальные парты, за которыми не обязательно сидеть во время предметов, связанных с творчеством. В такие моменты можно сидеть в кругу на комфортных диванах и вести обсуждения по теме. Также было выслушано предложение, что некоторые уроки можно провести в формате мастер-классов.

В рамках Лаборатории мы можем найти общие пожелания и начать их реализовывать, чтобы улучшить процесс обучения и сделать комфортно всем. На протяжении всей работы нам помогали модераторы, разъясняли непонятные моменты, помогали взглянуть на ситуацию под другим углом, чтобы лучше понять, как ее решить и разобраться с ее причинами. Приятно то, что наши мнения во многом сходятся и с детьми, и с педагогами, а значит преград для реализации проектов все меньше, – поделилась родитель Василисы (ученица 1 класса) и Кирилла (ученик 7 класса) Алена Филиппова.

Стол педагогов предложил создать творческие зоны, адаптированную среду, пространство для рефлексии, ограничить доступ в интернет в стенах школы, обучать максимум 15 человек в классе, ввести игровые форматы обучения, а также дать ученику свободу в выборе предметов, которые ему необходимо изучать.

Регина Гимранова, учитель начальных классов Политехнического лицея № 182 (г. Казань), рассказала о важности проведения подобных мероприятий:

Здесь есть уникальная возможность обменяться опытом, изучить и проанализировать мнения родителей, учеников и педагогов. Университет Талантов всегда выбирает актуальные задачи и старается их решить. С нами работает модератор, который в нужный момент подсказывает нам и объясняет. Формат мероприятия очень интересный, поэтому считаю, что его нужно проводить чаще. Для эффективного рабочего процесса мы должны выстроить дружеские отношения с учениками и их родителями, а также в коллективе педагогов, мы должны понимать друг друга и взаимодействовать на благо детей. И также очень важен индивидуальный подход: каждого ребенка нужно понять, узнать его особенности и уже работать, учитывая их. В Лаборатории «Образование для будущего» мы можем услышать каждого.

Первый стол учеников внес пожелания проводить занятия на свежем воздухе в теплое время года, сидеть за индивидуальными партами, определить длительность урока в полтора часа, а также проводить вебинары и тренинги.

Второй стол учеников предложил учитывать индивидуальные, психологические особенности каждого ученика, создать комфортные условия для поддержания здорового образа жизни, оборудовать аудитории необходимой техникой, ввести возможность выбора изучаемых предметов, а также профильное обучение. Кроме того, ученики хотят иметь возможность дистанционного обучения, проводить обучение в игровом формате, а также ввести предмет, на котором будут обсуждаться и анализироваться мировые новости.

Лаборатория «Образование для будущего» – это межпоколенческий диалог. Здесь мы говорим об образовании будущего, форматах взаимодействия и о должной образовательной среде с представителями разных поколений. Родители, школьники и педагоги совместно проектировали и выслушивали позиции друг друга. Многие высказывания детей были в новинку для педагогов и родителей. Школьники говорят, что для них важны человеческие ценности, общение и образовательная среда, – отметила Татьяна Зарипова, координатор сетевого проекта «Тренинг-класс».

Главным итогом мероприятия стало то, что для дальнейшего изучения и решения всех задач результат аналитической работы будет отправлен коллегам в Санкт-Петербург в Метаверситет, руководителю проекта диалога поколений «Лаборатории семейного проектирования будущего», консультанту по созданию и развитию образовательных проектов Лике Чекаловой.

Екатерина Красникова, ученица 7 класса Политехнического лицея № 182 (г. Казань), рассказала о своем проекте и планах на будущее: 

Я много слышала об Университете Талантов и совсем недавно побывала на Кампусе профессий будущего. Там мне очень понравилось, я нашла ответы на волнующие меня вопросы по поводу профессий будущего. Поэтому я решила посетить и Лабораторию «Образование для будущего», вдвойне приятно, что она проходила в моем лицее. Я очень хочу стать студентом Университета Талантов и буду для этого стараться. Сейчас я разрабатываю проект «Математика в архитектуре», он связан с 3D-моделированием. Я буду заниматься дизайном интерьера. Думаю, проект увеличит мои шансы стать студентом Университета Талантов. В Лаборатории я научилась работать в команде сообща, анализировать процессы обучения, также я познакомилась с точкой зрения родителей и учителей, благодаря чему  стала больше понимать их.

Фоторепортаж

Лилиана Муллаярова,
Медиалаборатория Университета Талантов