Проектное творчество молодежи – одно из самых актуальных направлений молодежной политики как в Республике Татарстан, так и в России. Это основа образовательной стратегии нового поколения. Университет Талантов также работает в этом направлении и развивает у студентов компетенцию «Управление проектом под результат».
С 15 по 16 декабря состоялся очный этап Проектной олимпиады Университета Талантов, в котором приняли участие 69 школьников с 6 по 10 классы из 10 городов и районов Татарстана (Казань, Набережные Челны, Елабуга, Нижнекамск и т.д.) и г. Тюмени. Цель олимпиады – выявление и поддержка наиболее перспективных проектов.
В рамках заочного этапа школьники прошли обучающий курс по теме «Генерация идей», образовательный онлайн-модуль «Инструменты проектной деятельности» и, используя полученные знания, прошли предварительную защиту своих проектов перед экспертным жюри. Очный этап, в котором приняли участие 29 из 59 подавших заявки команд, проходил в течение двух дней. В первый день школьники приняли участие в образовательном модуле, а также дорабатывали свои проекты и готовились к их презентации, которая состоялась во второй день.
Первую лекцию «Образовательные стратегии нового поколения: молодежный проект» для участников финала провела Анна Андреевна Свирина, доктор экономических наук, профессор, сертифицированный эксперт преакселератора Фонда развития интернет-инициатив. Анна Андреевна рассказала участникам олимпиады о задачах, которые необходимо решить основателям проекта:
– внимательно изучить восприятие своего продукта потребителями
– создавать финансовые «подушки безопасности»
– правильно распределять роли и обязанности между участниками своей команды
– оценить конкурентов и найти в них источник мотивации для дальнейшего развития своего проекта
– четко понимать свои возможности и цели
– знать целевую аудиторию и «место ее обитания»
Диана Валиуллина, тренер Университета Талантов, провела для участников Проектной олимпиады мастер-класс «Говори красиво и уверенно». Диана отработала запросы аудитории и рассказала о составляющих хорошего выступления.
Внешний вид – 10% успеха Выступающий должен быть соответствующе одет в определенной цветовой гамме, например, костюм не должен быть коричневого цвета (раньше форму такого цвета носили лакеи). Также важна чистая обувь и опрятный внешний вид (чистые волосы и пр.).
То, что мы говорим – 15% успеха
Люди слушают речь около 20 минут, потом у них пропадает концентрация. Они отдыхают 5–7 минут, а затем снова включаются в работу. Если же спикер говорит не по существу, то люди слушают его порядка 10 минут, а потом теряют всякий интерес и лишь делают вид, что им интересно. Поэтому необходимо хорошо подготовиться к выступлению и уметь заинтересовать аудиторию.
То, как мы говорим – 75% успеха
Каким бы вы ни были прекрасным оратором, если люди не понимают, что вы говорите, они не смогут проникнуться к вам симпатией. Невербальное общение, жестикуляция, общение с залом – все эти инструменты можно применить так, чтобы слушатель заинтересовался темой нашего выступления.
Наталья Александровна Аппалонова, координатор Проектной олимпиады Университета Талантов, соорганизатор площадки сетевого проекта «Тренинг-класс» в Университете управления «ТИСБИ», федеральный эксперт Росмолодежи по проектам физических лиц, кандидат экономических наук, провела для школьников мастер-класс «Искусство презентации проектов и идей». Наталья Александровна дала участникам олимпиады чек-лист хорошей презентации:
- Актуальность – расскажите, почему ваш проект востребован
- Аннотация – краткое описание вашей идеи
- Постановка проблемы – не будьте голословны, изучите проблему. Очень наглядно выглядит статистика (например, данные Федеральной службы государственной статистики)
- Цель проекта – это должен быть продукт, услуга или конкретный результат
Во второй день очного этапа олимпиады команды защитили свои проекты перед экспертным жюри. Проекты были поделены на три направления – предпринимательское, инженерно-конструкторское и научно-исследовательское.
Предпринимательское направление. Команды представляли свои идеи, касающиеся бизнеса и оптимизации процессов. Лучшими стали следующие проекты:
Лауреат I степени – Балльно-рейтинговая система “IT-Wallet” Проект представляет из себя рабочую онлайн-систему поощрения учеников за успехи в учебе и проектной или олимпиадной деятельности.
Участники команды:
Вадим Сергеевич Гуськов, заместитель директора по информационной работе IT-лицея Казанского федерального университета (КФУ) – наставник команды
Иван Петров, ученик группы 9.2 IT-лицея КФУ (г. Казань)
Артур Гарифуллин, ученик группы 9.2 IT-лицея КФУ (г. Казань)
Лауреат I степени – «History GO» Проект представляет из себя приложение, в котором люди могут гулять по миру и «ловить» исторических личностей с помощью ответов на вопросы. Игра направлена на улучшение эрудиции людей, а также на веселое времяпровождение.
Участники команды:
Ильдар Ирекович Латыпов, учитель информатики IT-лицея КФУ – наставник команды
Артур Еремов, ученик IT-лицея КФУ
Лауреат II степени – «Камское Устье – жемчужина природы и культуры Поволжья», п.г.т Тенишево
В рамках проекта были разработаны маршруты выходного дня по Камско-Устьинскому району Республики Татарстан. Эта туристическая поездка позволит познакомиться с местными достопримечательностями и выбраться на природу без особых затрат.
Участники команды:
Анастасия Николаевна Миннигалеева, учитель биологии «Рудницкой средней школы (пгт. Тенишево Камско-Устьинского района) – наставник команды
Элина Сабиров, ученица 10 класса «Рудницкой средней школы (п.г.т. Тенишево Камско-Устьинского района)
Танзиля Талипова, ученица 9 класса «Рудницкой средней школы (п.г.т. Тенишево Камско-Устьинского района)
Камиля Хасанова, ученица 9 класса «Рудницкой средней школы (п.г.т. Тенишево Камско-Устьинского района)
Лауреат II степени – «Дикон Кай» Проект подразумевает изготовление гитарных дек не из дерева, а из полимерной смолы. Покрытие такой деки обладает хорошей устойчивостью к механическим повреждениям – вмятинам от ударов, порезам или сколам, отличной влагостойкостью, не боится агрессивного воздействия большинства чистящих средств, не подвержена разрушению под воздействием ультрафиолетовых лучей и не нуждается в использовании дорогостоящих средств для ухода.
Участники команды:
Анна Ренатовна Ишкиняева, наставник Университета Талантов, преподаватель экономических дисциплин Елабужского политехнического колледжа (г. Елабуга) – наставник команды
Владимир Левченко, студент 4 курса Елабужского политехнического колледжа (г. Елауга)
Стоян Джорджевич, студент 4 курса Камского Государственного авто-механического техникума им. Л. Б. Васильева (г. Набережные Челны)
Лауреат III степени – «Образ Булгар детскими руками» Главная цель проекта – поиск возможных путей организации социальной защиты и экономической поддержки людей с ограниченными возможностями и учащейся молодежи Болгара.
Участники команды:
Ольга Владимировна Выжленкова, учитель технологии в школе №2 (г. Болгар) – наставник команды
Юлия Михайловна Маслова, заведующая Комплексным центром социального обслуживания населения «Рассвет» – наставник команды
Вероника Александровна Маслова, ученица 10 класса средней школы № 2 Спасского района РТ (г. Болгар)
Инженерно-конструкторское направление. Команды представляли механизмы и конструкции, собранные своими руками. Лучшими стали следующие проекты:
Лауреат I степени – «Рука помощи»
В рамках данного проекта был разработан манипулятор, предназначенный для сортировки товара на конвейере.
Участники команды:
Ильдар Ирекович Латыпов, учитель информатики и робототехники IT-лицея КФУ – наставник команды
Альбина Миссарова, ученица группы 9.1 IT-лицея КФУ (г. Казань)
Илдан Петров, ученик группы 9.4 IT-лицея КФУ (г. Казань)
Лауреат II степени – Самодельный трансформирующий гусеничный мини-трактор “Переломка”, с. Кушманы (Кайбицкий р-н) В рамках этого проекта был разработан, сконструирован и протестирован мини-трактор, в перечень работ которого входят: уборка снежных массивов в зимнее время, транспортировка небольших грузов, уборка бытового мусора, а также различной растительности, заготовка сена, посадка и выкопка картофеля, свеклы и т.д.
Участники команды:
Айдар Линарович Насрутдинов, учитель технологии Кушманской основной общеобразовательной школы имени Абрара Сагиди Кайбицкого – наставник команды
Ринат Гарипов, ученик 9 класса Кушманской основной общеобразовательной школы имени Абрара Сагиди Кайбицкого
Лауреат III степени – «Бизиборд в добрые руки» Главная цель проекта – создать условия для общения детей с ограниченными возможностями здоровья с другими детьми через организацию совместного досуга. Реализуется эта идея при помощи бизибордов – развивающей доски для детей, которая содержит много различных кнопок, замочков, щеколд и прочих предметов, которые могли бы заинтересовать малыша в доме.
Участники команды:
Эльза Даниязовна Бадгиева, учитель средней образовательной школы №31 (г. Нижнекамск) – наставник команды
Булат Бадгиев, ученик 8 класса лицея № 35 (г. Нижнекамск)
Василя Бадгиева, ученица 6 класса школы № 31 (г. Нижнекамск)
Зарина Мурадымова, ученица 6 класса школы № 31(г. Нижнекамск)
Рамазан Шавалиев, ученица 6 класса школы №31 (г. Нижнекамск)
Научно-исследовательское направление. Команды представляли свои идеи, касающиеся научных исследований и общественной деятельности. Лучшими стали следующие проекты:
Лауреат I степени – «Оперативное определение резистентности бактерий к антибиотикам»
Проект предполагает ускорение процесса изучения реакции бактерий на антибиотики в лабораторных условиях. Авторы предлагают наносить бактерии на специальную рельефную подложку. За счет специфичного рельефа подложки для бактерий и Ван-дер-Ваальсовых сил им удалось добиться, чтобы бактерии легли параллельно и в один слой, без перекрываний.
Участники команды:
Олег Александрович Тарасов, учитель технологии, астрономии Физико-математической школы (г. Тюмень) – наставник команды
Юлия Борисова, ученица Физико-математической школы (г. Тюмень)
Александр Банков, ученик Физико-математической школы (г. Тюмень)
Лауреат II степени – «Юные исследователи» Проект направлен на озеленение Татарстана, очистку лесов от мусора, создание парка и других мер по охране экологии республики.
Участники команды:
Рузида Расимовна Гатауллина, педагог-организатор Кутлу-Букашской средней школы – наставник команды
Гузель Закирова, ученица 10б класса Кутлу-Букашской средней школы
Адиля Ахметханова, ученица 10б класса Кутлу-Букашской средней школы
Лейла Гатауллина, ученица 10б класса Кутлу-Букашской средней школы
Айгуль Гизатуллина, ученица 10б класса Кутлу-Букашской средней школы
Лауреат II степени – «Space teen» Цель данного проекта – исследование предпочтений молодежи Республики Татарстан в отношении молодежных пространств при помощи социальных опросов и составление образа идеального молодежного пространства для молодежи в возрасте от 14 до 30 лет.
Участники команды:
Рафаэль Азатович Хамидуллин, специалист по работе с молодежью Молодежного центра «Орион» (г. Набережные Челны) – наставник команды
Данияс Гасимов
Тимур Сабитов
Алина Байгильдеева
Ильфат Минязов
Лауреат II степени – «Казанское суворовское военное училище как город-государство»
Авторы проекта хотят познакомить общественность с закрытым строем Казанского суворовского военного училища и дать любому желающему возможность примерить на себя одну из ролей, которые существуют в заведении. Также в рамках проекта планируется изменить понятие суворовцев об училище с «дома» на «уникальный культурно-исторический объект»
Участники команды:
Мария Александровна Агафонова, педагог дополнительного образования Казанского суворовского военного училища Министерства обороны РФ (КСВУ) – наставник команды
Константин Петренко, ученик 6 класса КСВУ (г. Казань)
Глеб Агарков, ученик 6 класса КСВУ (г. Казань)
Илья Черанев, ученик 6 класса КСВУ (г. Казань) Андрей Кадошников, ученик 6 класса КСВУ (г. Казань)
Никита Воронцов, ученик 6 класса КСВУ (г. Казань)
Лауреат III степени – Семейный робототехнический клуб “Невозможное возможно” Проект предполагает создание робототехнического клуба для маленьких детей с родителями. При помощи него в детях будет с ранних лет культивироваться любовь к технике и способности к проектированию.
Участники команды:
Попырина Елена Павловна, педагог дополнительного образования Центра детского творчества Елабужского района – наставник команды
Радэль Гурьев, лидер команды, ученик 9 класса средней школы № 10 (г. Елабуга)
Екатерина Попырина, ученица 9 класса средней школы № 10 (г. Елабуга)
Владимир Пляшков, ученик 9 класса средней школы № 10 (г. Елабуга)
Анастасия Чернова, ученица 9 класса средней школы № 10 (г. Елабуга)
Наставник одной из команд-победителей в предпринимательском направлении Вадим Сергеевич Гуськов рассказал, какие навыки развивают его наставляемые в Проектной олимпиаде Университета Талантов:
– Мы регулярно принимаем участие в мероприятиях от Университета Талантов, поэтому никак не могли пропустить такой важный конкурс. Мы очень рады победе, а также тому, что ребята получили полезные советы по ведению, упаковке и презентации проекта, а также бесценный опыт выступления на сцене. Мы будем дальше развивать наши проекты и ставим себе цель – получить патент и технически обновить проекты (установить новые датчики и т.д.). Победа в конкурсе Университета Талантов дает ребятам возможность развивать свои проекты благодаря инвестициям.
Василя Бадгиева, одна из авторов проекта «Бизиборд в добрые руки», рассказала, что нового узнала на Проектной олимпиаде:
– Образовательный модуль расширил мои знания о компетенциях, которые необходимо развивать современному человеку. Мне была очень полезна обратная связь на обсуждении проекта с членами жюри во второй день олимпиады. Слушая выступления конкурентов, я была приятно удивлена тем, что мои ровесники не сидят без дела, а придумывают что-то новое.
Иван Петров, один из авторов системы «IT-Wallet» поделился своими планами на будущее:
– Эта олимпиада дала мне большой опыт в презентации проекта и помощь в реализации этой идеи. После этой олимпиады я решил, что буду развивать свой проект в других школах России и также монетизировать его.
Победители Проектной олимпиады станут студентами Университета Талантов и получат индивидуальную поддержку в профессиональном развитии, а также ресурсную поддержку проекта до его реализации.
Дмитрий Олешков,
Медиалаборатория Университета Талантов