Чтобы стать востребованным специалистом, молодежи необходимо быть в курсе всех актуальных событий в профессиональной сфере, придерживаться философии lifelong learning (обучение на протяжении жизни) и иметь индивидуальный план развития. Рынок труда будущего диктует свои условия: появляются новые профессии, которые требуют участия специалиста, владеющего надпрофессиональными навыками (soft skills).
24 ноября на базе Политехнического лицея № 182 (г. Казань) прошел Фестиваль тренингов надпредметных компетенций для детей и молодежи Университета Талантов. В тренингах по развитию soft skills приняли участие 300 школьников 7–11 классов из Казани, Елабуги и села Нурлаты, а также 120 сертифицированных наставников Университета Талантов, педагогов, родителей и экспертов. Цель мероприятия – познакомить молодежь с компетенциями и профессиями будущего и рассказать о возможностях их развития на территории Республики Татарстан.
Открытие фестиваля началось с пленарной сессии на тему: «Развитие надпредметных компетенций у молодежи как одна из задач государственной программы “Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы”».
Татьяна Зарипова, координатор проекта «Тренинг-класс» и наставник Университета Талантов, рассказала, для чего нужно развивать компетенции будущего:
– Надпредметные компетенции будут необходимы молодому человеку, чтобы преуспеть в любой сфере деятельности в течение ближайших 15–20 лет. Навыки будущего позволяют успешно реализовать узкие профессиональные навыки. С помощью высокого, качественного, развитого набора soft skills человек становится успешнее и быстрее получает новое образование, создает рабочие места.
Никита Павлов, студент Университета Талантов, член Молодежного оргкомитета Летней школы «Открытие талантов» 2018, ученик 10 класса Инженерного лицея-интерната Казанского национального исследовательского технического университета – КАИ им. А. Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), поделился своими достижениями:
– Год назад в Университете Талантов я начал развивать свои soft skills. Полученные навыки помогают мне как в личностном, так и в профессиональном плане. Я достиг того уровня развития, о котором мог мечтать. На Фестивале любой желающий получил тот набор знаний и навыков, который поможет достичь своих целей.
В рамках фестиваля проходили мастерские для молодежи и для наставников, педагогов, родителей, а также деловая программа.
Молодежное направление включало в себя 20 одновременно работающих площадок, разделенных на 2 мастерских:
- мастерская по развитию надпредметных компетенций в тренинговом формате
- мастерская игровых технологий
Мастерская по развитию надпредметных компетенций в тренинговом формате включала в себя тренинги на развитие пяти компетенций:
- когнитивность
- открытость, инициативность и предприимчивость
- управление проектом под результат
- командность и эффективность сотрудничества
- видение и лидерство
Здесь участники узнали свой уровень развития компетенций, а также получили рекомендации о своих сильных сторонах и «зонах роста».
Марина Мунина, наставник Университета Талантов, доцент кафедры экономики инновационного производства Чистопольского филиала КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева, рассказала о работе студентов на тренинге на развитие компетенции «Командность и эффективность сотрудничества»:
– В ходе выполнения упражнения «Узел» ребята прошли путь от простого взаимодействия до командного. Как следствие, слаженная командная работа появилась лишь после того, как участники научились договариваться между собой. Наглядно это проявилось в упражнении «Тролли». По словам ребят, ценным для них было получение опыта работы в команде, опираясь на который им удалось сформулировать важные факторы эффективной работы в команде, такие как: умение внимательно слушать, инициативность, ответственность, взаимозаменяемость и т.д.
На площадке по развитию компетенции «Управление проектом под результат» школьники планировали свое будущее на ближайшие 5 лет, используя концепцию «Я – проект». Они обсудили, какие профессии появятся в ближайшее время. Больше всего ребята отмечают профессии будущего, связанные с космосом и робототехникой.
На площадке по развитию компетенции «Видение и лидерство» школьники разделились на три группы. Они провели исследование: первая группа приводила примеры исторических лидеров, вторая – современников, третья – близких людей. Далее они выявили 3 ключевые характеристики лидера: харизма, уверенность, видение.
Баграт Бабаев, ученик 7 класса Политехнического лицея № 182 (г. Казань), рассказал, что нового узнал на тренинге:
– Я узнал про характерные черты лидера и soft skills. Я понимаю, кто такой лидер – он должен быть в команде и вести ее к победам, помогать и поддерживать ее. В жизни необходимо развивать лидерские навыки, чтобы стать успешным. В будущем я хочу пойти учиться в школу полиции и получить звание майора.
Мастерская игровых технологий помогла участникам узнать о профессиях будущего, самостоятельно построить образовательные и карьерные траектории развития, определиться с выбором сферы деятельности и освоить технологии для развития надпредметных компетенций.
На игродроме «Развитие soft skills», в частности, на игре по развитию когнитивности, ребята учились работать с большими объемами информации. В ходе игры «Секретное задание» по мотивам Гарри Поттера участникам было необходимо найти пропавшую волшебную палочку. Для этого они составляли расписание уроков, используя карточки, на которых дана необходимая информация. Сопоставив и обсудив информацию, участникам удалось найти волшебную палочку.
Ирина Фесенко, тренер надпредметных компетенций Университета Талантов, директор Центра детского творчества и общественный помощник уполномоченного по правам ребенка (г. Зеленодольск), поделилась итогами работы с ребятами:
– Игра заинтересовала ребят, так как многие читают и смотрят Гарри Поттера. Формат проведения игры им понравился. Участники нашли правильный ответ, в этом им помогла командная работа. Игра хорошо подойдет для тренингов на развитие компетенций «Командность и эффективность сотрудничества» и «Когнитивность». Для себя внесу коррективы по интерпретации игры: надо строго следовать правилам.
Игровая площадка «Компас новых профессий» помогла участникам прожить вместе жизнь одного человека от 13 до 40 лет, сообща принимая решения, как ему поступать в жизни. Они проходили школу, вуз, принимали самостоятельные решения во взрослой жизни и противостояли вызовам судьбы, развивали навыки и становились профессионалами в выбранной области. В процессе игры они могли получить одну или несколько профессий, для этого было необходимо развивать указанные навыки.
Елизавета Блохина, ученица 8 класса Инженерного лицея (г. Казань):
– Мы играли в игру «Компас новых профессий» и познакомились с колесом баланса. Я узнала, что нужно всегда поддерживать все сферы жизни в тонусе. В этом мне может помочь развитие soft skills.
Игровая площадка «Лото» познакомила участников с профессиями будущего и надпредметными компетенциями. Например, одна из профессий будущего – дизайнер дополненной реальности территорий. Такой специалист должен сочетать навыки дизайнера и программиста с хорошим знанием истории. Менеджер космотуризма – это специалист, разрабатывающий программы посещения околокосмического пространства, а впоследствии – орбитальных комплексов и других сооружений (в том числе лунных баз). Такому специалисту необходимо знать иностранный язык, физику и литературу.
Камилла Шагиева, ученица 7 класса Политехнического лицея № 182 (г. Казань), рассказала, о каких новых профессиях она узнала:
– Сегодня я впервые узнала о soft skills. Также я познакомилась с профессиями будущего. Мне запомнился дизайнер интерфейсов. Математика, технология и информатика – те предметы, которые нужно хорошо знать для этой профессии, еще нужно иметь очки дополненной реальности и 3D-принтер. Этот специалист занимается разработкой и созданием дружественных, адаптирующихся под человека интерфейсов оборудования, техники. Он должен работать с людьми, иметь системное мышление и IT-навыки.
Программа для наставников, педагогов и родителей включала в себя три мастерских:
- мастерская «Новейшие компетенции наставника (Новый стандарт педагога)»
- мастерская «Актуальность и значимость развития надпредметных компетенций у молодежи»
- мастерская «Лаборатория родительского образования»
В рамках проектной сессии «Новейшие компетенций наставника (Новый стандарт педагога)» участники познакомились с возможностями для развития компетенций наставника, а также провели анализ нового стандарта педагога, поговорили о его преимуществах и новых компетенциях педагогов.
Ольга Константиновна Репина, кандидат психологических наук, директор Центра компетенций дополнительного профессионального образования «Академия менеджмента» (г. Набережные Челны), рассказала о преимуществах нового профстандарта:
– Университет Талантов за время своей деятельности уже наработал определенные технологии. Например, наставники прошли тренинги на развитие компетенции «фасилитация», они умеют создавать доброжелательную среду и использовать техники модерации, которые позволяют наставляемым приходить к определенному результату. Университет Талантов – ресурс для развития профессиональных компетенций. Новый профстандарт – это не дополнительная нагрузка на педагогов, а возможность найти новое решение задач.
На проектной сессии «Актуальность и значимость развития надпредметных компетенций у молодежи» участники обсудили, как мотивировать детей и молодежь на развитие soft skills. На модерационной доске участники сессии написали свои ожидания, действия и цели, а также модерировали иерархию наиболее актуальных компетенций.
Проектная сессия «Лаборатория родительского образования» помогла родителям узнать, как оказывать поддержку ребенку, не снимая с него ответственности за принятие самостоятельных решений. Участники Лаборатории получили много полезной информации, например:
- узнали, как расширить круг ответственности ребенка, не перегружая его и не проявляя гиперопеку
- поняли, почему взрослые сами оттягивают момент взросления и самостоятельности ребенка
- освоили алгоритм беседы, направленной на раскрытие потенциала ребенка и готовности действовать самостоятельно
Родители выполнили практические задания, которые позволили им увидеть, как они взаимодействуют с ребенком. Например, ответили на вопросы – что ребенок делает сам, что – вместе с родителем, и указали зону ближайшего развития – те задачи, которые скоро он сможет выполнить самостоятельно. Далее родители изучили «ловушки» ближайшего развития: слишком много и рано перекладывать на ребенка обязанности, занудливо и долго участвовать в деталях, которые ребенок может выполнить сам, ожидать немедленное выполнение поручений и др.
Фарида Хафизова, родитель четырех детей (г. Казань):
– На Фестивале я познакомилась с деятельностью Университета Талантов. Я поняла, что знаю многое из тем, которые здесь обсуждались, однако не пользуюсь этими инструментами, например, инструментом «Активное слушание». Для родителей всегда актуальны вопросы поддержки и понимания детей. Из нового я узнала, что перед подготовкой ребенка к самостоятельной жизни нужно сначала «прожить» с ним вместе этот этап.
Во второй половине дня состоялась открытая дискуссия в формате мирового кафе «Интеграция механизма оценки и развития надпредметных компетенций у молодежи в систему образования» с участием экспертов в области развития новейших форм образования, представителей министерств и ведомств Республики Татарстан. Здесь участники проектных групп обсуждали развитие надпредметных компетенций и предлагали способы их внедрения в образовательные учреждения. Было предложено интегрировать и внедрять модель «Тренинг-класса» в образовательную структуру по двум направлениям:
- обучение наставников сопровождению детей
- развитие soft skills у детей
Тимур Джавдетович Сулейманов, Первый заместитель министра по делам молодежи Республики Татарстан, рассказал о задачах Министерства по делам молодежи в развитии системы сопровождения молодого человека в Татарстане:
– Мы, как новое министерство, понимаем, что у нас есть определенное преимущество – мы можем попробовать создать что-то новое и системное, чтобы это получило правильное развитие. С другой стороны, в отличие от других ведомств, мы работаем не с конкретной отраслью, а с аудиторией – молодежью. Наша основная задача – сделать попытку вовлечь в эту работу министерства и ведомства, а также бизнес-сектор, гражданский сектор и общественные организации, чтобы выработать систему сопровождения молодого человека, начиная с самого молодого возраста до личного становления. Если мы говорим про soft skills, то мы должны думать, как их развивать, начиная с детского сада.
Политехнический лицей № 182 (г. Казань) – площадка, которая стала партнером Университета Талантов и соорганизатором Фестиваля тренингов. Директор лицея Руслан Дуженков подвел итоги Фестиваля и рассказал о дальнейших планах сотрудничества с Университетом Талантов:
– Мы открыты для различного рода инноваций. Я получил обратную связь от школьников лицея, ребята были активно вовлечены в игры и тренинги и остались довольны Фестивалем. У нас очень много идей для реализации, например, открытие сетевой площадки «Тренинг-класса» в формате лагеря для детей. Надеюсь, что наше сотрудничество с Университетом Талантов в будущем перерастет в нечто большее.
Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов