DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Условия самореализации детей и молодежи и компетенция «наставник-фасилитатор»: что нужно знать начинающему наставнику

Условия самореализации детей и молодежи и компетенция «наставник-фасилитатор»: что нужно знать начинающему наставнику

Университет Талантов – это образовательно-коммуникационная платформа, которая содействует талантливым и одаренным детям и молодежи в развитии компетенций, профессиональном росте и трудоустройстве в Республике Татарстан. Развивать надпредметные компетенции, раскрывать потенциал, а также находить и получать лучшие знания и опыт студентам Университета Талантов помогают наставники. Благодаря наставнику молодой человек формирует рефлексивную позицию по отношению к себе и миру и достигает желаемых результатов.

21 ноября более 20 молодых педагогов – учителей школ Советского района (г. Казань) познакомились с Университетом Талантов. Встреча прошла на базе школы № 86 (г. Казань) в формате интерактивной мини-лекции с практической работой в парах. Вместе с координатором курса «Управление продюсированием талантов» Университета Талантов Екатериной Родионовной Салиховой учителя узнали о компетенции наставника-фасилитатора и получили ценные знания по применению этого навыка на практике.

Перед учителями стояли задачи – погрузиться в деятельность Университета Талантов, изучить модель компетенций наставника, четыре условиях самореализации личности по принципам гуманной педагогики, раскрыть понятие «фасилитация» и изучить значение и возможности фасилитации в работе с детьми и молодежью.

Фасилитация – раскрытие потенциала молодого человека и команд с помощью создания благоприятной атмосферы, поддержки инициатив, повышения уверенности наставляемого в своих силах. Фасилитатор вдохновляет и мотивирует молодых людей на реализацию своих идей.

Учителя освоили метод «Шкалирование». Суть метода в том, что нужно поставить себе цель и на оси координат от 0 до 10 и отметить, как близко ты приближен к ней и на какой точке в данный момент находишься. Выполняя практические задания, необходимо подводить итоги и оценивать прогресс на шкале. При выполнении этого упражнения, учителя ответили на вопросы: «где вы бы хотели оказаться на оси координат?»,  «на сколько делений шкалы нужно продвинуться за два часа работы?». Участники написали по три способа действия, которые помогут им дойти до нужной шкалы, тем самым создали правила достижения желаемого – внимание, осознание важности, интерес, активное участие.

Разина Сафина, учитель математики физико-математического лицея № 110 (г. Казань), рассказала о том, как она применит полученные знания в своей работе:

– Я раньше слышала про деятельность Университета Талантов и рада, что приняла участие в сегодняшнем обучении. Здесь мы познакомились с понятием «фасилитация», также я узнала о полезном инструменте «Шкалирование», буду применять его на уроках в школе. Я думаю, что дальнейшие встречи в рамках мероприятий Университета Талантов будут еще более интересными и информативными, поэтому приму в них участие.

Далее участники выполнили следующее упражнение. Учителя разделились на пары, в которых один из них задумал одно из четырех убеждений, не говоря об этом партнеру:

  • ты – это проблема
  • у тебя есть проблема
  • ты – попутчик
  • ты – человек, который встречается со сложностями и препятствиями, на которых учится

Тот, кто задумал убеждение, повторял его про себя и смотрел на партнера, а другой угадывал, какое убеждение было задумано.

После выполнения упражнения участники провели анализ, ответив на три вопроса:

  • какое у вас ощущение?
  • важно ли то, с каким посылом мы вступаем в диалог, и будет ли этот диалог развивающим после каждой фразы?
  • какое отношение рождает внутренний настрой собеседника?

Учителя пришли к мнению, что по взгляду, жестам и мимике можно было определить внутреннее убеждение партнера. На основе этого был сделан вывод, что наставнику важно правильно настроиться для общения с ребенком и вступать в диалог с позитивным посылом.

При выполнении следующего упражнения учителя познакомились с принципами  фасилитатора в развивающем диалоге с ребенком по Милтону Эриксону:

  1. Все люди хороши такими, какие они есть
  2. Все люди обладают внутренними необходимыми ресурсами
  3. Все люди осуществляют лучший выбор из возможных
  4. В основе каждого поступка лежит позитивное намерение
  5. Изменения неизбежны

Упражнение выполнялось в парах. Первый участник кратко рассказал о трудной ситуации или вызове на работе. Второй участник дал сначала советы, затем задал направляющие вопросы: «почему бы вам не попробовать сделать…», «вам следует уладить ситуацию так...», «я думаю, что лучшим способом будет...».  Далее второй участник выступал в роли фасилитатора и задавал развивающие вопросы: «чего вы на самом деле хотите добиться в этой ситуации?», «что вам следует сделать, чтобы достичь цели?», «как вы можете достичь цели?», «почему это для вас важно?».

После упражнения участники провели анализ, ответив на 2 вопроса:

  • что вы чувствовали в первом диалоге?
  • что вы чувствовали во втором диалоге?

Выяснилось, что во втором случае наставник в роли фасилитатора отступает от своих личных взглядов и сосредотачивается на том, чтобы ребенок сам ответил на свой запрос. Таким образом, наставляемый сам приходит к решению задачи, которое наиболее эффективно для него лично.

Также учителя узнали о существующих условиях самореализации детей и молодежи в Университете Талантов*. Соблюдение этих условий помогает детям и молодым людям найти свое любимое дело и профессионально в нем развиваться:

  • овладение лучшими знаниями и компетенциями в той области, которая наиболее интересна молодому человеку
  • раскрытие потенциала через знание и понимание своих сильных сторон и «зон роста»
  • позитивная практика применения своего потенциала и компетенций
  • рефлексивная позиция по отношению к себе и окружающему миру

В конце встречи учителя поделились своим видением, как и с помощью каких инструментов можно создать для школьника условия самореализации.

Диана Сабитова, учитель английского языка многопрофильной полилингвальной гимназии № 180 (г. Казань), рассказала о проделанной работе:

Мне нравится атмосфера, где собираются все молодые педагоги, здесь мы можем почерпнуть полезный ресурс от каждого из нас. Проделанная коллективная работа «открыла» учителей с разных сторон. Оказалось, что я могу быть ответственной за большой проект. Коллеги предложили мне рассказать про условия самореализации детей, сама бы я не вызвалась. На обучении я узнала о компетенции наставника-фасилитатора. Буду изучать и применять полученные знания в своей педагогической деятельности.

Виктория Шамгунова, учитель физической культуры гимназии № 183 (г. Казань), поделилась, что нового она узнала на обучении:

– Понятие «фасилитация» актуально для нас в жизни. Обычно я выступаю в роли советчика, но, приняв позицию фасилитатора, я поняла, что буду развиваться в этом направлении. Фасилитатор помогает человеку решить жизненные задачи, не давая советы, а задавая наводящие вопросы, чтобы человек сам пришел к решению. Я раньше не была знакома с Университетом Талантов, сейчас планирую участвовать в его программах.

Для специалистов по работе с детьми предусмотрен курс «Управление продюсированием талантов». Для прохождения обучения необходимо подать заявку на вступление в Открытое сообщество наставников Университета Талантов.

*Условия самореализации детей и молодежи отражены в диссертации доктора педагогических наук, сопредседателя Научно-экспертного совета госпрограммы Сергея Сергеевича Гиля «Муниципальная система социально-педагогической поддержки молодежных инициатив: теория и практика».

Фоторепортаж

Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов