Вовлечение в практики управления проектами и решение нестандартных задач – одна из мер государственной поддержки для талантливой и одаренной молодежи в Татарстане. Республика уделяет большое внимание развитию проектной деятельности среди молодежи: например, в этом году в пилотном режиме реализуется стратегическая инициатива «Кадры будущего для регионов», которая направлена на обучение и профессиональное сопровождение подростков, готовых включаться в проектирование и реализацию важных социально-экономических проектов для своего региона. Куратором проекта выступает Министерство образования и науки Республики Татарстан, а Университет Талантов был выбран проектным офисом по реализации инициативы.
Проектная деятельность все шире внедряется во все сферы человеческой деятельности: в инженерии, строительстве, медицине и др. Основа проектной работы закладывается в образовательных учреждениях. В современных школах акцент делается на то, чтобы ребенок самостоятельно мог решить интересующие его задачи и дойти до результата, поэтому для педагогов особенно актуален вопрос применения проектных технологий в своей работе.
2 ноября в Казани состоялся III районный Форум молодых педагогов. Мероприятие было организовано Советом профсоюзных организаций работников образования и науки по Кировскому и Московскому районам и учебно-методическим сектором информационно-методического отдела управления образования г. Казани по Кировскому и Московскому районам. Форум объединил 65 молодых педагогов, педагогический опыт которых составляет от 0 до 3 лет.
Задачи мероприятия – помочь молодым педагогам выстроить взаимодействие с учащимися и администрацией и психологически адаптироваться в педагогическом коллективе. Для решения этих задач в рамках форума были проведены профессиональные и психологические тренинги, мастер-классы. Наставники Университета Талантов приняли участие в форуме и познакомили молодых учителей с проектной технологией «Шаг развития».
Екатерина Родионовна Салихова, наставник Университета Талантов, координатор курса «Управление продюсированием талантов», рассказала о преимуществах проектной технологии:
– Проектные технологии сегодня популярны и востребованы в учительском сообществе. Но, с другой стороны, они не очень известны. Наставники Университета Талантов освоили проектную технологию благодаря презентации в открытом университете «Сколково» весной этого года. Преимущество проектной технологии «Шаг развития» в том, что она построена на визуализации, которая новая и в тоже время актуальная для молодого поколения Z (люди, которые родились в 1990–2000-х годах). Работая по этой технологии, учитель имеет возможность проводить проектную работу в новых форматах.
Обучение педагогов проектной технологии – достаточно новое направление для Университета Талантов. 2 октября 2018 года наставники Университета Талантов выступали перед учителями-грантовиками республики в категории «Старший учитель». Отзывы по тренингу позволили выявить, что проведение таких обучений среди учителей является актуальным.
Участниками тренинга «Проектная технология “Шаг развития”» от Университета Талантов стали 60 человек. Тренинг начался с актуализации темы: молодые педагоги поделились своим видением учителя 21 века, обсудили, с какими профессиональными задачами они сталкиваются.
Схема проектной технологии «Шаг развития» состоит из проблемы, противоречия, затруднения, препятствий; идеального результата и «воронки решений». Первый сегмент – это постановка проблемы, следующий шаг – визуализация идеального решения (что предполагается получить в результате реализации проекта), а в верхнем сегменте – «воронке решений» представляется решение данных проблем. Таким образом, получается наглядный постер, демонстрирующий связи и отношения между элементами, который можно вешать на стену и использовать в работе, а также по необходимости дополнять и модернизировать.
Участники форума определили задачи, которые они хотят решить в своей педагогической деятельности. После обсуждения оказалось, что молодые педагоги встречаются с такими вопросами, как отсутствие дисциплины, неопытность, нехватка времени на организацию саморазвития, личностного и профессионального роста, мотивации, поддержка авторитета, контроль эмоций и их видение на деятельность. В процессе модерации были выбраны вопросы для работы в каждой из трех групп, и участники опробовали эту схему на практике, затем презентовали свой результат.
Екатерина Салихова порекомендовала молодым педагогам развивающуюся технологию – технологию обратной связи в работе с проектами:
– Важно не только выслушать проект и оценить его словами «хорошо» или «плохо», «интересно» или «неинтересно», но и необходимо выделить определенные критерии. Конечно, в рамках проекта – будь он бизнес-проект или социальный, критерии могут быть разными. Результатом должна быть не критика, а состояние ресурсности: человек видит, как он продемонстрировал свои сильные стороны и в чем его зоны «роста».
В конце тренинга участники получили методический материал Университета Талантов по проектной деятельности и предоставлению обратной связи.
Анна Лазаренко, педагог дополнительного образования детей «Заречье», клуб «Полет» (г. Казань), рассказала, чем для нее был полезен этот тренинг:
– На форуме я познакомилась с проектной технологией. Это новое для меня направление. Наставник Университета Талантов Екатерина Салихова мотивировала меня на поиск таких технологий и дала список книг для личностного развития, которые я обязательно изучу. Здесь мы научились визуализировать проблему, нам дали алгоритм пошагового решения проблемы с помощью диаграммы. Было задание: мы нарисовали портрет своего коллеги, подписали его и обменялись друг с другом. Таким образом, молодые педагоги, которые только-только начинают работать, в формате игры обменялись личными контактами. Теперь я знаю, что в любой момент смогу обратиться к человеку, который работает в моей сфере и решает те же задачи, что и я. Если я столкнусь с трудностями на работе, я знаю, что не нужно впадать в панику, а нужно разделить проблему на несколько этапов, и в будущем я начну искать пути решения сразу.
Алена Плеханова, музыкальный руководитель детского сада № 95 комбинированного вида (г. Казань), поделилась, как приобретенные технологии помогут ей справиться с возникающими на работе сложностями:
– Все, что я узнала на тренинге, было для меня совершенно новым и интересным. После этого тренинга я поняла, что нужно постоянно искать новые решения и быть с другими коллегами союзниками. На этом мероприятии я поняла, как можно решать свои проблемы. Нам было показано пошагово, как найти проблему, излечить ее в корне и заранее представить, что мы хотим получить в результате, чтобы увидеть, к чему нужно стремиться. Мы узнали, что не нужно искать идеальное решение задачи, так как у каждого будет свой индивидуальный способ. Нужно ставить конкретные цели и идти к ним по пунктам. Изученная сегодня проектная технология позволит найти общий контакт с детьми с помощью проектов.
Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов