DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Первый всероссийский форум «Наставник» дал старт движению наставничества в России

Первый всероссийский форум «Наставник» дал старт движению наставничества в России

Наставник – это тот, кто мотивирует, сопровождает своего наставляемого, поддерживает его в трудные моменты, вдохновляет своим примером. Наставником может быть родитель, друг, учитель, преподаватель. Например, известный казанский химик Александр Арбузов стал наставником для своего сына Бориса Арбузова не только в жизненном становлении, но и в научной деятельности: совместно они провели немало научных работ. В Советском Союзе движение наставничества получало поддержку от правительства: существовали меры поддержки наставников, награды «Лучший наставник». До недавнего момента в России движение наставничества не имело официального статуса. Сейчас оно возрождается: появляются академии, школы наставников, проводятся форумы. Один из примеров объединения наставников в Татарстане – институт наставничества в Университете Талантов.  

Подъем движения наставничества заметен и на федеральном уровне - с 13 по 15 февраля в Москве состоялся первый всероссийский форум «Наставник». Организатором форума выступило Агентство стратегических инициатив. С целью обмена опытом делегация Татарстана приняла участие в панельных дискуссиях, воркшопах и на мастер-классах форума. Среди участников делегации — команда Университета Талантов – финалисты всероссийской «Олимпиады наставников», слушатели курса «Управление продюсированием талантов», руководители направлений и координаторы проектов Университета Талантов.

Форум стал площадкой для объединения специалистов из различных сфер:

 — действующих наставников на предприятиях

— представителей HR-департаментов крупнейших государственных и бизнес-корпораций

— органов федеральной и региональной власти

— сотрудников некоммерческих организаций и образовательных учреждений

Всего площадки форума посетило более 10000 участников из 711 городов и населенных пунктов России. Более 230 спикеров выступили в 120 лекциях, дискуссиях, провели мастер-классы в аудиториях и на стендах.

Спикерами пленарной сессии стали: помощник президента РФ Андрей Белоусов, первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко, председатель совета директоров ЧТПЗ Андрей Комаров, заслуженный летчик испытатель СССР и России, герой Советского союза Виктор Пугачев, генеральный директор холдинга ESforce Антон Черепенников, двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике, первый заместитель начальника ЦСКА Светлана Хоркина, генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Светлана Чупшева, руководитель Фонда «Талант и успех» Елена Шмелева.

Первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко отметил, что наставник — это призвание, и одним из его качеств должна быть бескорыстность: «Наставником невозможно стать по должностным обязанностям, по приказу или за материальное поощрение. Это нечто большее».

На форуме участники обсудили варианты наставничества в различных сферах: производстве, социальной сфере, бизнесе и предпринимательстве, наставничество в образовании и кружках, а также прошли специальные мероприятия. В ходе дискуссий участники обсудили, может ли искусственный интеллект заменить наставника, что нужно для успешного наставничества, могут ли школьники быть наставниками.

В рамках одной из панельных дискуссий, «Непрерывные образовательные траектории и система наставничества», исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов рассказал об институте наставничества в Татарстане. «Одна из задач наставника – помогать наставляемому выявлять свои сильные стороны и зоны роста. Мы создаём конкурентную среду для детей, чтобы они могли самостоятельно понять свои сильные стороны и развиваться в этом направлении», - отметил Айдар Акмалов. Кроме этого, он рассказал о компетенциях, которые развивает Университет Талантов у наставников на образовательных модулях курса «Управление продюсированием Талантов».«Есть общие компетенции - это модерация - работа с группами детей в доброжелательной среде, чтобы не «задавить» их своим мнением и фасилитация - раскрытие потенциала каждого молодого человека. Эти компетенции мы развиваем у всех. Есть и специализированные, например «Наставник проектного творчества», «Наставник карьерной навигации», «Родитель как наставник» и другие».

Участники дискуссии узнали также о том, как работают наставники в республике, какие технологии применяют в своей деятельности. Одной из разработок для более эффективного сопровождения наставляемого является мониторинг о будущей профессии и сфере деятельности. Результаты мониторинга показали, в какой сфере больше всего хочет реализоваться молодежь, а в каких профессиональных областях наставники и родители хотят видеть детей. Примечательно, что наставники и родители не видят перспектив в предпринимательстве, а молодежь считает это направление более предпочтительным. Айдар Акмалов отметил особую связь создания пар «наставник—наставляемый»: «Не наставник выбирает своего подопечного, а ученик выбирает своего наставника».

Во второй день форума состоялась торжественная церемония награждения лучших практик наставничества. Победителем в номинации «Наставничество в бизнесе и предпринимательстве» стал представитель Татарстана Айдар Булатов, основатель проекта «Фабрика предпринимательства».

Кроме того, команда Университета Талантов приняла участие в Mentor Hack — хакатоне, направленном на решение нескольких вопросов:

— поиск и подбор наставников для специалистов и проектов, формирование команд, поиск сотрудников для конкретных проектов

— автоматизация процессов наставничества (менеджмент, обучение, рекрутинг и HR, трекинг и экспертиза)

Всего на хакатон было подано 47 заявок, до финала дошли 32 команды. Команда наставников Университета Талантов разработала телеграм-бот - @NastavnikRT_Bot, который будет информировать наставников о предстоящих событиях и мероприятиях. Также с помощью бота можно задать вопрос по наставничеству экспертам этой области. В боте можно найти библиотеку с видеоконференциями и кейсами экспертов Университета Талантов. Планируется, что разработанный бот будет направлен на развитие сообщества наставников не только Республики Татарстан, но и всей России. Пока бот работает в тестовом режиме и будет совершенствоваться.

Анна Ишкиняева, наставник из Елабуги, поделилась своими мнением о наставничестве и вопросах, которые обсуждались на форуме: «Студенты хотят будущего в выбранной профессии, но пока в вузе преподаватели не готовы сопровождать этих студентов, возникает проблема поколений. Мы решаем эту проблему с помощью профориентационного коворкинга. Благодаря сравнению с другими практиками на форуме «Наставник», я поняла, что у нас в Татарстане самые передовые технологии».

По итогам форума дан старт неформальному движению наставничества в 85 регионах России. Сергей Кириенко предложил проводить этот форум и Конкурс лучших практик наставничества ежегодно. Кроме того, будет сформирована методическая основа наставничества: Агентство стратегических инициатив соберет методический Атлас лучших практик наставничества.

На форуме наставникам республики представилась возможность поделиться своими практиками с коллегами из других регионов, а представленные экспертами методики и технологии наши наставники будут применять в своей дальнейшей работе с учетом особенностей Татарстана.

Гульназ Хайруллина,
Медиалаборатория Университета Талантов