Часто ли человек спрашивает себя: чем я занимаюсь? какие цели преследую? соответствуют ли они тому, чем я хочу заниматься в будущем? Согласно опросам «Левада-центра», выбирая дело жизни, люди ориентируются на свои желания и первые впечатления о профессии, которые они получили через кино или пример близких. Взрослея, люди соотносят свои желания с запросами общества и собственными возможностями — психологическими, интеллектуальными или физическими. Одновременно с этим, личные предпочтения отходят на второй план, а затем и вовсе забываются в рутине.
Задача наставников Университета Талантов — выявить действительные жизненные приоритеты молодых людей и помочь им реализовать их. 17 января в резиденции креативных индустрий «Штаб» исполнительный директор Университета Айдар Акмалов провел обучение сертифицированных наставников Университета Талантов, прошедших курс «Управление продюсированием талантов». Он рассказал о методике проведения глубинного интервью и его помощи в раскрытии потенциала подопечных.
Глубинное интервью — неформальная беседа: интервьюер задает вопросы собеседнику тет-а-тет и фиксирует его ответы письменно, на аудио или видеотехнику для дальнейшей обработки. Впервые глубинное интервью применили в психологии и социологии как один из главных качественных методов исследования. В отличие от количественных методов, призванных дать общую картину исследуемой проблемы или подтвердить гипотезу, качественные отвечают на вопросы о том, что из себя представляют те или иные явления. В дальнейшем глубинное интервью стало инструментом работы маркетологов и рекрутеров. Оно помогало им выяснить истинные предпочтения клиентов или навыки будущих работников.
В Университете Талантов глубинное интервью применяют для диагностики целей и навыков молодежи. Для этого сертифицированные наставники Университета Талантов задают вопросы по восьми темам:
Достижения: какими достижениями обладает учащийся? считает ли он их значимыми для себя? в каких конкурсах студент хотел бы поучаствовать в будущем?
Профессиональное образование: что подопечный знает о современных профессиях? какую профессию он выбрал и почему? как она связана с достижениями учащегося?
Soft-skills: что респондент знает о пяти «прорывных» компетенциях Университета Талантов? какие из них развиты, а какие требуют дополнительной подготовки?
Наставник: что опрашиваемый знает о наставничестве? кто помогает студенту развиваться профессионально?
Опыт и деятельность: чем занимается подопечный? какое занятие ему интересно и приносит результат? какой опыт полезен для студента и как он связан с его деятельностью?
Связи и нетворкинг: какими профессиональными контактами обладает студент? как опытные коллеги в инженерной, научной или предпринимательской среде могут помочь молодому человеку достичь своих целей?
Целеполагание и логика: какие профессиональные и личные цели ставит перед собой студент? как подопечный планирует свои действия на пути к ним? как связаны его достижения, цели и деятельность?
Меры поддержки: знает ли студент о профессиональных пробах и стажировках? хочет ли он решить нестандартную задачу или создать собственный проект, чтобы получить поддержку от предприятий и научных организаций?
Перед началом интервью наставник спрашивает разрешение у студента на запись их разговора: это позволит провести более глубокую диагностику его ответов. Во время диалога наставнику следует расположить к себе студента: мягко и тактично рассказать о себе и ходе предстоящей беседы. Не следует давать оценок — ни положительных, ни отрицательных. Также важно давать студенту время на перерыв, если он устал. Соблюдая эти рекомендации, наставник сможет получить от студента развернутые и честные ответы на вопросы.
По словам руководителя программы продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями Адели Ахметовой, в личной практике она встречала студентов с разными темпераментами, нуждающихся в индивидуальном подходе. Одни студенты очень активные и разговорчивые, другие — их противоположность. Задача наставника — создать доверительную атмосферу во время интервью, узнать мотивацию студента, его личные цели и способы помощи со стороны Университета Талантов.
После обучения один из наставников Университета Талантов, заместитель директора по научно-исследовательской работе елабужской гимназии №4 Анна Ишкиняева поделилась впечатлениями о первом опыте проведения глубинного интервью в игровом формате:
— На обучении в качестве студента выступила Аделя Ахметова, она играла разные роли — общительных и не очень собеседников. На практике проводить такое интервью оказалось сложнее, чем кажется: очень тяжело удержаться от оценочных комментариев, особенно позитивных. Думаю, только после нескольких глубинных интервью мне удастся полностью контролировать себя — вербально и невербально.
Глубинное интервью — один из способов диагностики студентов Университета Талантов. Кроме интервью, учащиеся будут проходить тесты на самодиагностику, вербальное и числовое тестирования под руководством наставников. Студенты от 18 лет и старше также пройдут исследование в ассессмент-центре, где специалисты определят уровень профессиональных навыков молодежи, их индивидуальные особенности и перспективы карьерного роста. Результаты диагностики позволят молодому человеку вместе с наставником составить индивидуальный план развития на год. В течение этого времени студент будет проходить тренинги и мастер-классы, направленные на развитие прорывных компетенций, а также стажировки и профессиональные пробы на предприятиях Татарстана. Результатом образовательной программы станет помощь молодому человеку в трудоустройстве, создании своего дела или участие в проектной команде.
Александр Токарев,
Медиалаборатория Университета Талантов