DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Директор ГРИНТ КНИТУ-КАИ Екатерина Егошина: «Единственный способ подготовиться к будущему — постоянно вкладываться в себя, знания и компетенции»

Директор ГРИНТ КНИТУ-КАИ Екатерина Егошина: «Единственный способ подготовиться к будущему — постоянно вкладываться в себя, знания и компетенции»

13-14 декабря партнер Университета Талантов по госпрограмме  — Германо-российский институт новых технологий КНИТУ-КАИ — принимал в своих стенах IV республиканский форум «Открытие талантов». Эксперты, наставники, студенты и школьники обсуждали развитие потенциала молодого человека в условиях цифровой экономики и четвертой промышленной революции. Одним из участников форума стала директор Германо-российского института новых технологий Екатерина Егошина, которая более 10 лет проживала в Санкт-Петербурге, а в прошлом году вернулась в Татарстан. Мы поговорили с ней о влиянии будущего на настоящее, нестабильности получаемых знаний и инвестициях в собственное образование.

— Темой прошедшего форума стала четвертая промышленная революция и ее влияние на нашу жизнь. Как Вы считаете, как она действует на нас?

Я не верю в апокалиптические предсказания и восстание машин. Вся наша жизнь уже в смартфонах, хотя пять лет назад это было невообразимо. Думаю, точно так же мы приспособимся ко всем будущим технологиям. Сложно привыкнуть не к гаджетам, а к переходу к новому образу жизни, бизнес-моделям, функционированию рынков и отраслей. Уберизация, автоматизация, технологии цифрового производства, искусственный интеллект убивают целые сферы экономики: посредников, брокеров, консультантов и так далее. Работникам этих отраслей нужно быть готовыми к изменениям во всех сферах жизни: от повседневных задач до профессиональных.

— Стоит ли студентам опасаться, что полученные в вузе знания станут неактуальными из-за роботизации?

В некоторых сферах срок появления и прочного внедрения новых знаний достигает 5-7 лет. Это значит, что знания, которые студенты сейчас получают в университетах на первом курсе, имеют большой шанс стать неактуальными уже к моменту защиты диплома. Самая большая сложность для современного человека — научиться действовать в новой парадигме. Нужно смириться с необходимостью постоянно учиться, осознать, что вряд ли вы сможете заниматься выбранной профессией всю жизнь — скорее всего, ее придется не раз поменять или несколько раз серьезно доучиваться. Существует прогноз, что к 2030 году начинать свою карьеру с нуля 3-5 раз за жизнь станет нормой. Нет никакой гарантии, что вы будете востребованы завтра. Единственный способ подготовить себя к будущему — постоянно вкладываться в себя, знания и компетенции. Ресурс молодого человека — это не полученный диплом, а исключительно то, что есть в его голове.

— На открытии форума Вы говорили, что сможете адаптироваться и найти свое место в любой ситуации. Как считаете, Ваши студенты готовы к этому?

Студенты ГРИНТ ездят в Германию для учебы в университетах-партнерах. По своему опыту скажу — эта поездка становится для них шоком. Студенты возвращаются другими людьми — не только потому что здорово путешествовали, но и осознали, что многого пока не знают. Думаю, это изменение мышления — важный «щелчок» в голове, помогающий подготовить молодежь к переменчивому будущему.

На форуме мы говорили о том, что в эпоху цифровой революции понадобятся работники, которые смогут ставить задачи — те, кто сможет говорить, что нужно делать для автоматизации процессов. Эта работа требует более высокого уровня знаний, подготовки, опыта и образа профессионального мышления. Человек должен широко смотреть на проблему, определять точки роста и сферы для изменения. Тому, кто выполняет стандартные процедуры, такой навык не по плечу. И именно эти люди находятся в зоне риска в условиях так называемой технологической безработицы.

— Как, на Ваш взгляд, с развитием цифровой экономики меняется образование?

В университетах появляется множество интересных образовательных программ. В ГРИНТе мы открыли лабораторию Siemens, чтобы изучать развитие автоматизации в энергетике. Также у нас работает центр «Индустрия 4.0», где студенты изучают системы управления жизненным циклом продукта.

Лаборатории, подобные нашим — шаг к подготовке студента к будущему. Возможность там поработать даст ему представление о том, как функционируют основные программы цифровой эпохи, которые потенциально смогут заменить человека. Он научится мыслить так, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда, востребованным, и заниматься тем, что нравится.

Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов