DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
«Школа должна перестать быть изолированной замкнутой системой, где ребенок живет в комфортной среде и получает знания»

«Школа должна перестать быть изолированной замкнутой системой, где ребенок живет в комфортной среде и получает знания»

25 ноября в Иннополисе прошел проектный семинар «Таланты мира: лучшие практики развития и поддержки одаренных детей и молодежи». Эксперты из Татарстана, других регионов России и стран делились опытом работы с одаренной молодежью и сравнивали свои методики преподавания. Одним из представителей зарубежного образования стал директор ереванской школы Ayb Арам Пахчанян. Мы побеседовали с ним о различиях наставничества в бизнесе и образовании, системах образования в России и Армении и сходстве техник преподавания, применяемых в Университете Талантов и школе Ayb.

— Вы долгое время работали в сфере IT и недавно перешли в образование. Расскажите, почему Вы приняли такое решение?


В 2006 году мы с друзьями основали образовательный фонд в Армении. Мы понимали, что поколение детей в стране на тот момент не имело шансов получить хорошее образование без дополнительных усилий: советская система разрушилась, а новая еще не сформировалась. Цель фонда — существенно модернизировать образование в стране. А в 2013 году, оставив работу в Москве и переехав в Армению, я возглавил школу Ayb.

Сложно ли дался переход из IT в образование?

Сложно. Оглядываясь назад, я могу сказать, что на тот момент не обладал знаниями и умениями, нужными для руководителя образовательного заведения. У меня был достаточно большой опыт управления в бизнесе, но он условно применим к образованию. В течение трех лет я ежедневно учился работать в новой для себя сфере.

— Сейчас много говорят о наставничестве в бизнесе, стартапах. Вы же, наоборот, из бизнеса перешли в образование. Чем отличаются эти две сферы наставничества?

Цель наставничества внутри любой организации — сделать сотрудника в большей степени лояльным к ней самой, ее целям, задачам и наилучшим образом подготовить его для дальнейшей плодотворной работы внутри компании. Наставничество в школе должно преследовать противоположную цель: ни в коем случае не сковывать и не ограничивать человека, а, наоборот, максимально развивать его кругозор и давать ему возможность выбора. Наставник в школе ни в коем случае не должен побуждать ученика заниматься тем же, чем и он сам. Это неправильно, ведь цель образования — дать выбор.

— Почему у наставничества в бизнесе и образовании такие противоположные цели? Ведь школьники, скорее всего, потом пойдут в бизнес.

Цель наставничества внутри бизнеса предназначена для человека, совершившего выбор: ему нужно помочь развить идею. Цель наставничества в образовании — открыть максимальный выбор возможностей для ученика. Лучшее образование окрыляет, а не сковывает ребенка в замкнутом пространстве.

— Чем отличается образование в Армении от образования в России, в Татарстане?

Традиционное образование как система — практически ничем. Оно имеет общие корни и сохранило основные элементы советской системы, хоть и развивалось в другом направлении. Перед армянским образованием стоят другие задачи — это связано со спецификой страны и ее экономики. Но способы решения проблем во многом близки. Самый главный вызов, который стоит перед школами Армении и России — образование должно формировать у детей навыки, которые им помогут в реальной жизни. Школа должна перестать быть изолированной замкнутой системой, где ребенок живет в комфортной среде и получает знания. Будущая жизнь становится все более требовательной к молодому человеку: нужно обладать «мягкими» навыками и качественным профессиональным опытом. Так что школа должна вернуться к своей первоначальной цели — комплексному воспитанию личности.

— Какие из образовательных техник, увиденных в Университете Талантов, есть в вашей школе?

Мы давно делаем практически все то же, что и Университет Талантов. Необходимо устанавливать связь школ с вузами и предприятиями, совместно с родителями заниматься профориентацией школьников. В Ayb есть проектное обучение. На мой взгляд, оно должно стать сердцем образовательной программы. Представление о том, что детям нужно учиться в школе, чтобы выучить всю информацию, больше не работает. Современное поколение детей этот призыв не воспринимает. Нужно менять логику образовательного процесса. Правильные идеи давно известны. Вопрос — в отличиях их реализации. В решении этой задачи очень помогает общение и взаимодействие с другими представителями образовательных институций. Ведь основная проблема образования — это не поиск самих идей, а способ их претворения в жизнь.

Гульназ Хайруллина,

Медиалаборатория Университета Талантов