DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Через диалог — к пониманию одаренности. Что обсудили эксперты на международном семинаре «Таланты мира»?

Через диалог — к пониманию одаренности. Что обсудили эксперты на международном семинаре «Таланты мира»?

Прошедшая конференция «Управление талантами: стратегия развития человеческого капитала и инновационного потенциала территорий» подняла базовые вопросы о поддержке талантливой молодежи и образовании будущего. Что такое одаренность? Талантлив каждый или лишь единицы обладают выдающимися способностями? Какие практики лучше всего могут раскрыть потенциал учащихся?

Эти задачи не остались без внимания ученых, педагогов, психологов, наставников, работников образования и самих учащихся. Поэтому 25 ноября эксперты из России, Армении и Вены собрались на проектном семинаре «Таланты мира: лучшие практики развития и поддержки одаренных детей и молодежи». В дискуссии участвовали представители вузов, ссузов, HR-подразделений компаний, рекрутинговых агентств, кванториумов, технопарков и организаций, работающих с одаренными людьми как Татарстана и других регионов, так и ближнего зарубежья.

Проректор по дополнительному профессиональному образованию Академии социального управления (АСОУ) московской области Татьяна Сергеева рассказала о том, что такое одаренность в понимании организации и как на этом базируется поддержка молодых людей. По ее словам, одаренность — это, прежде всего, желание человека развиваться и волевые качества, позволяющие ему изменить себя в лучшую сторону. Люди, желающие и способные самосовершенствоваться, не могут быть универсальными — их таланты проявляются в спорте, искусстве, науке, инженерии или же пока скрыты. Чтобы раскрыть одаренность молодых людей, Академия социального управления предлагает выявлять таланты каждого подопечного и развивать их с помощью групповых и индивидуальных тренингов. В этой части программа АСОУ во многом похожа на систему поддержки Университета Талантов. В то же время исполнители программы Академии — не наставники, а менторы и тьюторы. Ментор помогает ученику освоить новые знания, а тьютор организует и проводит тренинги.

Особый интерес у участников семинара вызвало выступление директора ереванской школы Ayb Арама Пахчаняна. Основной принцип школы— свобода и ответственность. По словам спикера, традиционные школы всячески защищают своих учеников от конфликтов со сверстниками или неприятных жизненных ситуаций. Но рано или поздно учащиеся попадают в неприятности за пределами школы, где нет преподавателей и наставников.

Школа как большой брат должна наблюдать за своими подопечными в школе и вмешиваться только в экстренных ситуациях. В остальных случаях школа должна помогать своим ученикам справляться с трудностями самим», — считает эксперт.

Получив свободу распоряжения жизнью, школьники понимают уровень ответственности за себя и окружающих. На основе этого молодежь со временем понимает, что они также ответственны за все происходящее вокруг них. Тем самым укрепляется гражданское общество, способное решать социальные и экономические проблемы до их трансформации в серьезные кризисы.

Директор по реализации проектов непрерывного образования КНИТУ Любовь Овсиенко выразила иную точку зрения об основе для поддержки одаренной молодежи:

Конечная цель любого образования — удовлетворенность и процветание тех, кого мы развиваем. Такая постановка цели звучит наивно и абстрактно, однако мы забываем, что работаем с живыми людьми, а не расчетами или механизмами. Поэтому определение одаренности точными методами условно. В конечном счете его должен оценивать сам человек.

В дискуссии участвовали и представители коммерческий компаний. Заместитель начальника отдела обучения Казанского вертолетного завода Светлана Круглова рассказала о взаимодействии со школами и вузами, готовящими для предприятия новые кадры. Завод сотрудничает с казанской школой №54, гимназией №8 и КНИТУ-КАИ через конкурсы, где учащиеся могут проявить свои инженерные способности. Пример совместной работы КВЗ, школ и вуза — конференция «Первые шаги в науку», где дети представляют свои конструкторские разработки и исследования. Одним из партнеров конференции выступает Университет Талантов, который отбирает лучших ребят для участия в проектной смене образовательного центра «Сириус» (г.Сочи), который поддерживает создание технологических проектов.

Об этом рассказал его главный методист Юрий Молодых. «Сириус» отбирает авторов лучших идей со всей страны — достаточно сложных, интересных и реализуемых в будущем. После отбора молодые люди могут приехать на проектную смену в Сочи, где под руководством лучших российских ученых и наставников страны будут развивать новую идею с нуля.

Прошедший семинар «Талант и успех» подытожил дискуссию, начавшуюся на конференции «Управление талантами». Экспертам, наставникам, ученым и студентам удалось обменяться мнениями и практическим опытом по развитию одаренности и талантов. Он станет основой для новых научных исследований, которые можно будет обсудить вместе с Фондом «Талант и успех» на конференции в образовательном центре «Сириус» 28–29 января 2018 года.


Александр Токарев,
Медиалаборатория Университета Талантов