DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Человеческий капитал и интеллектуальный потенциал. Как образование влияет на технологический прогресс общества?

Человеческий капитал и интеллектуальный потенциал. Как образование влияет на технологический прогресс общества?

Чтобы обсудить глобальные задачи, которые стоят перед сферой образования, представители вузов, ссузов, HR-подразделений компаний, рекрутинговых агентств, кванториумов, технопарков и организаций, работающих с одаренными людьми, встретились на всероссийской конференции «Управление талантами: стратегия развития человеческого капитала и инновационного потенциала территорий». Она прошла 24 ноября в Университете Иннополис. Модераторами события выступили наставники и координаторы проектов Университета Талантов, а также эксперты и ученые из Татарстана, других регионов России и ближнего зарубежья.

Цель конференции — обобщить знания и практики работы с одаренными детьми, наставниками и предприятиями, а также определить главные препятствия, мешающие развивать человеческий капитал территорий. Конференцию открыло пленарное заседание, на котором эксперты — сопредседатель научно-экспертного совета государственной программы, ректор Российского университета кооперации Сергей Сергеевич Гиль, сопредседатель научно-экспертного совета государственной программы, ректор Набережночелнинского государственного педагогического университета Файруза Зуфаровна Мустафина, зав. кафедрой МГТУ имени Н.Э. Баумана, директор московского лицея №1580 Сергей Сергеевич Граськин, член-корреспондент АН РТ, и.о. ректора КНИТУ-КХТИ Сергей Владимирович Юшко — обозначили глобальную цель развития общества — это поддержка человеческого капитала с помощью новых образовательных практик и технологических инноваций. После участники события представляли и обсуждали доклады в четырех тематических секциях:

— Развитие интеллектуального и инновационного потенциалов региона на основе выявления и поддержки одаренности и таланта как основы человеческого капитала в государственных и частных организациях.  

— Одаренность и талант как феномены информационной эпохи: научные подходы, критерии и методики оценки одаренности и таланта, корпоративные системы управления талантами в организациях РТ.

— Педагог, наставник в работе с талантами и способностями детей и молодежи. Модель функций, ценностей и компетенций педагога-наставника в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью. Инновационные технологии в системе подготовки наставников на региональном уровне.

— Ресурсы индивидуализации образовательных треков для молодежи. Модель индивидуального плана развития студента Университета Талантов. Возможности применения индивидуальных треков, интеграция с программами центров для одаренных детей

На секциях эксперты обсудили главные тренды современного образования — как соотносится талант и одаренность и почему интеллектуальный потенциал становится главным двигателем экономики. Спикеры из UWC Dilijan College, инновационного центра «Сколково», МГТУ им. Баумана, Финансового университета при Правительстве РФ, УФУ им. Б.Ельцина, КНИТУ–КХТИ и КФУ презентовали свои программы поддержки одаренной молодежи. Так, в Сколково успешно работает Школа наставников проектного обучения. Она решает проблему нехватки специалистов, способных обучить таланты проектной деятельности. В школе готовят наставников проектной деятельности и создают условия для их интеграции в университеты, ЦМИТы.  Представители HR-отделов компаний «Татнефть», Auchan Retail, Detech рассказали на конференции о том, как наставники помогают им подготовить молодых специалистов для работы.

Что такое человеческий и интеллектуальный потенциал и как их применить? По словам заведующей лабораторией Интеллектуального потенциала и одаренности НИИ «Прикладная семиотика» Диляры Шакировой, два понятия существенно отличаются друг от друга. Если человеческий капитал — это сумма полезных материальных и нематериальных благ, улучшающих жизнь людей, то интеллектуальный потенциал — накопленные знания общества и его способность решать научные, технологические и социально-значимые задачи. Важность интеллектуального потенциала пояснил вице-президент Академии наук Татарстана Вадим Хоменко:

— Нефтедобывающие страны быстро разбогатели без мощного человеческого капитала, продавая полезные ископаемые в Европу и США. Но сырьевая экономика таит в себе опасность: страна становится зависимой от колебаний цен на нефть и газ. Чтобы слезть с «сырьевой иглы», мы должны вкладываться в развитие интеллектуального потенциала молодёжи. Это позволит будущим специалистам не добывать нефть, а разрабатывать новые технологии её использования и продавать их другим странам.

Однако нехватка денежных средств может оказаться косвенной проблемой, тормозящей развитие интеллектуального потенциала общества. Свою позицию по этому поводу выразила Диляра Шакирова:

— На мой взгляд, интеллектуальный потенциал населения зависит от того, как оно мыслит. Наблюдая за учащимися за рубежом и в России, я увидела разницу в подходе к решению проблем. Учащиеся западных школ анализируют поставленную задачу, затем раскладывают ее на небольшие подзадачи и приводят варианты решений. Наши ученики пытаются решить проблему сразу и глобально, пытаясь найти ответ по наитию. Научив молодое поколение мыслить структурировано и точно, мы поможем развитию интеллектуального потенциала общества.

На секции, посвященной региональным и зарубежным практикам поддержки талантливой молодежи, главный научный сотрудник Института управления образованием Российской академии образования Александр Морозов обратил внимание на терминологическую путаницу, возникшую в педагогике и психологии. Так, многие исследователи понимают талант и одаренность как синонимы, однако это в корне неверно. Талант проявляется в конкретном деле — например, человек может хорошо петь или рисовать. Однако это не значит, что он также может стать великим ученым или спортсменом. Одаренность же подразумевает легкое овладение многими формами деятельности, что позволяет человеку развиваться культурно, интеллектуально и физически.

Приравнивая одаренность к гениальности, общество также признает, что талант — это наивысшие проявление качеств, позволивших человеку добиться выдающихся результатов. Такой взгляд на талант и одаренность называется эксклюзивным. Он применяется в азиатских странах с большим количеством людей и высокой конкуренцией на обучение в престижных школах и вузах. Эксклюзивный подход к одаренности лишает значительное количество китайских и корейских абитуриентов на бюджетные места.

Директор по международным программам образования, науки и культуры Венского Института интеллектуальных интеграций Ирина Сибгатуллина рассказала об инклюзивном подходе поддержки талантливой молодежи. По ее мнению, большинство людей либо скрывает, либо не знает о своих способностях. Поэтому главная цель инклюзивной системы образования — помочь человеку раскрыть свой неявный потенциал.

Впрочем, никто не утверждает, что использовать оба подхода сразу нельзя. Примером «золотой середины» может стать Университет Талантов, презентовавший свою образовательную программу на секции «Ресурсы индивидуализации образовательных треков для молодежи». Модератор секции Сергей Гиль раскрыл участникам четыре условия для самореализации талантливого молодого человека, применяемые в Университете Талантов. Этот институт развития поддерживает молодежь с достижениями и тех, кто в поисках своего призвания. Для студентов Университета Талантов предусмотрена годичная образовательная программа: подготовленные наставники помогают учащимся выстраивать индивидуальные планы развития и достигать поставленных целей. Именно достижение целей и считается главным критерием успешности обучения.

Задачей конференции «Управление талантами: стратегия развития человеческого капитала и инновационного потенциала территорий» стало обобщение знаний и практик по работе с одаренными детьми, наставниками, предприятиями. И представители образовательных организаций, и крупных предприятий, занимающихся сопровождением детей, продемонстрировали высокий интерес к этой теме. Большинство участников конференции сошлись на том, что именно от молодого поколения будет зависеть, сможет ли Россия выйти в лидеры экономического и научного развития. В этом должны помочь регионы, поддерживающие талантливых и одаренных людей.

Следующий этап работы — конференция в образовательном центре «Сириус» 28–29 января 2018 года, на которой Университет Талантов представит результаты работы прошедшего события и региональный опыт работы в сфере управления талантами.

Александр Токарев,  
Медиалаборатория Университета Талантов