DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Как помочь молодежи выбрать будущую профессию и не прогадать?

Как помочь молодежи выбрать будущую профессию и не прогадать?

Правильный выбор профессии во многом определяет жизненный путь человека. По данным Федеральной службы государственной статистики, в Татарстане в течение года после окончания вуза трудоустраиваются 80% выпускников. Среди них есть и те, кто работает не по специальности. Как не ошибиться с выбором профессии и поступить в нужный вуз?

13-го и 14 мая в Казанском кооперативном институте прошел обучающий модуль «Организация профессиональных проб и экскурсий на предприятии» в рамках курса «Управление продюсированием талантов». В течение двух дней представители образовательных организаций и предприятий изучали компетенцию «Наставник карьерной навигации», помогающую выстроить технологию карьерного роста одаренных детей и молодежи.


Обучающий модуль помог установить связи между образовательными учреждениями и предприятиями: его участники обменивались идеями и выстраивали планы на дальнейшее сотрудничество. Тренер Университета Талантов Людмила Тобулток делилась с участниками реальными кейсами и опытом профориентации школьников в других городах и странах.

По итогам модуля его участники спланировали совместную профориентационную работу, поделились впечатлениями об образовательной программе и важности профессионального самоопределения в жизни школьника.

Советами для успешной профориентации поделилась Светлана Туктамышева, координатор проекта «Профессиональные пробы и профориентация»:

— Для чего нужны профпробы?

Профессиональное самоопределение — это очень важная часть жизненного самоопределения молодого человека, потому что с ней связана будущая жизнь. Выбор профессии должен исходить из ответов на три вопроса:

— Что я люблю больше всего?

— Что у меня получается лучше всего?

— Что в общем поле «люблю» и «получается» приносит тебе доход?

«Что я люблю?» — это интересы, потенциал, наши занятия в детстве. Чтобы понять, какое дело у тебя получается лучше всего, нужно его попробовать. Организованные нами профпробы помогают молодым людям понять, что им интересно и где им хотелось бы развиваться. Существует мировой стандарт: к 8-10 классу нужно пройти десять профпроб, а до 25 лет — 40.

Правильный профессиональный выбор — это один из залогов счастливой жизни человека, когда он любит свое дело, успешен в нем и получает от него доход .

— Существует ли возраст, в котором молодому человеку нужно попробовать себя в профессии?

Преподаватели говорят, что интерес у ребенка возникает в 7 классе, в 9 классе он повышается. Тогда нужно решать, останешься ли ты в школе или пойдешь в ссуз. Хотя существует мнение, что начинать пробовать себя в профессии нужно с дошкольного возраста: неслучайно в крупных российских городах есть такие проекты как «КидСпейс» и «Кидзания».

— Как правило, родители влияют на выбор ребенка. Какой совет Вы могли бы им дать?

Будучи мамой, я хочу сказать, что нужно показать ребенку как можно больше существующих профессий и в дальнейшем поддержать его выбор. Родителям важно подготовить ребенка к тому, что ситуация на рынке труда может измениться: в современных экономических условиях ты можешь выбрать профессию, которой завтра уже не будет. Нужно быть гибким, и в этом помогают “прорывные компетенции”.

— Школа также оказывает влияние на профессиональное самоопределение ребенка. Как она может помочь?

В рамках обучающего модуля впервые состоялось взаимодействие между школами, вузами, ссузами и предприятиями. Преемственность «школа — ссуз — вуз — предприятие» очень важна: эти институции должны работать во взаимодействии, совместно проводить профпробы и экскурсии. Желательно, чтобы в школе и на предприятии существовал институт наставничества. Следует понимать, что формирование профессионального самоопределения школьников — очень долгая и кропотливая работа: мы сеем зерно весной, а урожай получаем осенью. Несмотря на долгий процесс получения результатов, работа в этом направлении приносит удовольствие.

— Что должен помнить выпускник при выборе профессии и поступлении в вуз?

Система ЕГЭ предполагает, что ты должен быть готов к экзаменам, поэтому о выборе профессии нужно задумываться заранее. Среди “прорывных компетенций” есть “когнитивность” — анализ полученной информации. Будущему выпускнику нужно посмотреть атлас профессий, узнать, какие тенденции существуют на рынке труда, задать как можно больше вопросов взрослым, которые находятся рядом с ним. Затем поработать с инструментом «Что я люблю? Что у меня получается? Что принесет мне доход?», расписать и сравнить результаты, поискать профессию на стыке специальностей и приобрести дополнительные навыки кроме тех, которым нас учат в школе.

Гульназ Хайруллина,
Медиа лаборатория Университета Талантов

Фотоотчет с мероприятия доступен в альбоме в группе Университета Талантов ВКонтакте.