DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
«Задача родителя — стать наставником для ребёнка»

«Задача родителя — стать наставником для ребёнка»


Воспитание детей в переполненном информацией мире становится все сложнее. Родители сталкиваются с их нежеланием учиться и стремлением найти готовые ответы. Однако все мамы и папы хотят, чтобы их дочь или сын нашли свое призвание и добились профессиональных успехов. В этом случае без навыков наставничества и педагогики не обойтись, — с их помощью можно улучшить успеваемость ребенка в школе и отношения в семье.

Чтобы родители осознали значение наставничества, Университет Талантов подготовил двухдневную образовательную программу под руководством профессора Новосибирского государственного педагогического университета, эксперта Университета Талантов Татьяны Павловой и психолога Международной школы Казани, эксперта Лаборатории родительского образования Елены Саляхутдиновой. Тренинги прошли на площадке Университета Управления «ТИСБИ» 12-го и 13 мая.

Перед началом семинара координатор Лаборатории родительского образования Алина Горячева объяснила, почему каждый родитель должен стать наставником:

— Начиная с 2011 года в России увеличивается естественный прирост населения. Детей становится все больше, каждый четвертый из них — одаренный. Но вне зависимости от способностей, ребятам требуется помощь в обучении. Единственное решение здесь — обучить родителей педагогическим навыкам.

Теоретическая подготовка будущих наставников началась с концепции советского педагога Олега Газмана. Он долгое время работал в лагере «Орленок», считавшемся оплотом воспитания в духе коллективизма. В конце 1980-х годов в педагогике, как и во всем советском обществе, начали отходить от авторитарности к независимости личности. Поддавшись новым веяниям, Газман разработал четыре тактики поддержки детей, согласно которым родители могут защитить ребенка от внешних обстоятельств, мешающих его активности; помочь детям проявить свою самостоятельность; сформировать собственный путь развития детей; и научить договариваться со сверстниками и взрослыми.

Спустя 30 лет тактики поддержки вновь стали актуальными при работе с молодежью, поскольку дети смогут достичь успеха только в случае заинтересованности в собственном развитии. Возникает вопрос — как мотивировать школьников и студентов учиться в мире доступной информации? Татьяна Павлова считает, что наставник должен искать новый для ребенка материал, даже если он связан со знакомой темой. Родитель также может объяснить, какую практическую пользу принесут знания школьных предметов.


Самое сложное, по мнению тренера, — сформировать устойчивую привычку у детей к получению новых знаний. В этом могут помочь обучающие видео. Ребенок получит свежую и полезную информацию, которая заинтересует его в самостоятельном изучении предмета, — будь-то всемирная история или авиастроение.

В то же время наставник должен знать меру собственного вмешательства в активность детей. Поэтому тренеры обратили внимание родителей на привычки, которые лишают ребенка энтузиазма. Например, излишний перфекционизм не оставляет право на ошибки, которые неизбежно случаются и наносят ребенку психологическую травму.

Важно соблюдать баланс между полным отсутствием плана и его чрезмерной проработкой. При работе над долгосрочными проектами нужно понимать, какие задачи и в какой срок следует решить. Но чрезмерное дробление плана создает семьям лишние трудности в обучении, поскольку на выполнение всех пунктов не остается времени.

Прокрастинация — еще одна проблема, с которой сталкивается каждый человек. Откладывая проект или домашнее задание на более поздний срок, школьник лишает себя удовольствия от выполненной работы. Поэтому родителям нужно правильно распределять время занятий и отдыха, а также следить за режимом сна и питания ребенка. Кроме того, многие недомогания имеют психосоматический характер — проблемы сознания провоцируют появление телесных заболеваний.

Эксперты также рассказали о воспитательных методах, вызывающих отрицательную мотивацию у ребенка. Помогая детям, важно учитывать их личные интересы, а не навязывать то, что нравится или не удалось реализовать родителям. Нельзя угрожать или наказывать детей напрямую, но можно вызвать ощущение ожидания наказания — как правило, дети сами осознают вину и тяжесть проступка.

Следует осторожно обращаться с деньгами в семье: если поощрять работу по дому материально, у детей может сформироваться потребительское отношение к родителям. В то же время нельзя полностью игнорировать финансовые вопросы, иначе дети не научатся грамотно тратить заработанные средства. Поэтому вместо готовых продуктов в школу лучше давать ребенку небольшую сумму, на которую он сам купит то, что нужно. Это поможет развить у ребенка хозяйственные навыки и научит его экономить деньги.

Подводя итог встречи, Елена Саляхутдинова отметила, что приведенные правила и методики ситуативны: все зависит от психологической атмосферы, которая сложилась в семье. Наставник должен обладать интуицией и понимать, в каких случаях нужно помочь ребенку, а в каких — дать право действовать самостоятельно.


Второй день образовательной сессии прошел в формате вебинара. Член совета директоров Международной федерации коучинга в России, тренер Университета Талантов Мария Гитал рассказала, какая методика позволит родителям воспитать самодостаточных детей. В этом поможет концепция советского психолога Льва Выготского.

Изучая когнитивное развитие детей, отечественный ученый выяснил, что процесс развития ребенка не успевает за его обучением. В результате с некоторыми областями знаний дети не могут справиться самостоятельно. Выготский назвал эти пробелы зонами ближайшего развития, в которых для восполнения разрыва между обучением и взрослением требуется помощь родителей.

Однако эти зоны таят в себе ловушки, попав в которые дети не смогут ликвидировать разрыв между тренировкой навыков и естественным развитием. Важно соблюдать подходящий для конкретной личности темп обучения — не слишком медленный, чтобы ребенок не заскучал, но и не слишком быстрый. Чтобы закрепить полезные привычки у детей, требуется систематически выполнять их в течение 21 дня.

В первый день семинара тренер Татьяна Павлова вскользь коснулась гендерного подхода в обучении, включающего вопрос о роли отцов и матерей в воспитании детей. Один из отцов-наставников поделился своим взглядом на роль мужчины в современной семье:

— До середины XX века мужчина был лидером семьи. Он содержал порядок в отношениях между ее членами. В последние десятилетия сформировался запрос на гуманное отношение к детям. Роль отца начинает нивелироваться, и он оказывается в стороне от воспитательного процесса. На мой взгляд, обществу нужно отойти от чрезмерной заботы к балансу между материнской любовью и отцовской требовательностью. Такой подход позволит воспитать полноценное и успешное поколение, — рассказал Рамиль Вафин, руководитель консалтингового агентства.

Во второй день тренинга участники обсуждали, как правильно организовать общение в больших семьях. Своим опытом поделилась одна из участниц образовательной сессии Светлана Ляпунова:

— Мать или отец считают себя мудрее детей, ведь они старше, а, значит, знают точно, что нужно делать, — говорит мать пятерых детей. — После тренинга становится понятно, что слишком часто родители давят на детей своим авторитетом, блокируя творческое начало в ребенке. По своему опыту скажу, что особенно трудно сдержать себя от нравоучений, когда у тебя не один, не два, а три и больше детей. Поэтому многодетным родителям навыки наставничества нужнее всего, ведь на них лежит многократная ответственность перед семьей и обществом.

Александр Токарев,
медиалаборатория Университета Талантов

Фотоотчет с мероприятия доступен в альбоме официальной группы Университета Талантов ВКонтакте.