border-paginationbordericon-adviceicon-adviseicon-arrowicon-calendicon-calendar-flag-greenicon-calendar-flag-whiteicon-calendar-flagicon-check-greenicon-checkicon-close-grayicon-close-orangeicon-closeicon-commenticon-docDOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expand-selecticon-expand-whiteicon-expandicon-expand-wideicon-experticon-exporticon-fb-lighticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hyperlinkicon-igicon-liicon-likeicon-line-blueicon-line-yellowicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-logouticon-mailicon-mobileicon-next-solid-orangeicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-pencilicon-personicon-portfolio-birthicon-portfolio-dateicon-portfolio-eduicon-portfolio-photoicon-portfolio-schoolicon-portfolio-sporticon-portfolio-staricon-pptPPTicon-prev-solid-orangeicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-profile-abouticon-profile-bulbicon-profile-defaulticon-profile-eduicon-profile-experticon-profile-find-jobicon-profile-find-mentoricon-profile-find-projecticon-profile-handicon-profile-hipoicon-profile-locationicon-profile-mentoricon-profile-owlicon-profile-posticon-profile-studenticon-quote-lefticon-quote-righticon-scrollicon-searchicon-settingsicon-shareicon-signinicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-tunericon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-youlogoКАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 //--//

Школьники старших классов рассказали, как облегчить конструкцию вертолета

Школьники старших классов рассказали, как облегчить конструкцию вертолета
11 мая Казанский вертолетный завод провел третью конференцию «Первые шаги в науку».

Изобретение сложных технических устройств подчас кажется неосуществимой затеей, ведь для строительства летательных аппаратов требуются материалы, цеха и команда специалистов. В последнее время промышленные предприятия испытывают нехватку кадров. Чтобы избежать этого в перспективе, необходимо начать искать будущих инженеров и конструкторов уже в школе.

11 мая Казанский вертолетный завод провел третью конференцию «Первые шаги в науку». Она позволила школьникам представить свое видение техники будущего. По словам замдиректора КВЗ по техническим вопросам Вадима Лигай, поиск и проведение конференций для будущих специалистов завода поднимает авторитет технических профессий. Представителя Вертолетного завода поддержал и исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов:

— Вы выбрали непростой путь, а, значит, уже сейчас понимаете всю серьезность своего решения, — обратился спикер к участникам конференции. Молодость обладает преимуществом: вы всегда найдете нетривиальные способы решения для привычных задач.

Одна из таких задач — облегчить конструкцию вертолета. Кажется, что современные материалы позволяют экономить на весе летательного аппарата, а, значит, делают его быстрее и экономичнее в расходе топлива. Однако важно не только качество материала, но и плотность каждой его детали. Команда 10Б класса гимназии №8 (г.Казань) в составе Юлии Старостиной, Алексея Селихова, Роберта Ершова, Ирека Галимзянова, воспользовавшись 3D-принтером и программным обеспечением для имитации нагрузки, выяснила, как выбрать плотность деталей, уменьшив вес всего вертолета и не потеряв при этом в его прочности.

Другой подход выбрала сборная команда старших классов школы №54 (г. Казань). У каждого вертолета под ногами пилота есть смотровое стекло, позволяющее ему видеть место приземления. Такой способ обзора, на первый взгляд, прост и позволяет уменьшить количество электроники в вертолете. Однако стекло увеличивает вес аппарата и нарушает аэродинамику корпуса. Ученики предложили отказаться от иллюминатора в пользу камеры и монитора. На площадке можно начертить QR-код, который позволит полностью автоматизировать посадку. Но как камера «прочитает» код, если площадку не будет видно из-за дыма или тумана? В этом случае придется полагаться на стандартные радары, вмонтированные в дно вертолета.

Отойдя от темы авиации, десятиклассницы Карина Гайсина и Зарина Сафарова напомнили о существовании футуристической пушки Гаусса, знакомой поклонникам научной фантастики и компьютерных игр. В основе ее работы лежит принцип электромагнетизма Карла Гаусса. Ствол пушки изготовлен из диэлектрика, плохо проводящего ток, в то время как сам заряд намагничен. Патрон разгоняется за счет соленоидов, поочередно притягивающих его на протяжении всего ствола. Девушки продемонстрировали модель прямо в конференц-зале.

Для создания боевой пушки Гаусса потребовалось бы слишком массивная конструкция, поэтому оружие не используют в военных целях. В то же время пушка Гаусса обладает преимуществами для ведения боевых действий: она бесшумна, работает без отдачи и может это делать даже в открытом космосе, что позволит перемещать орбитальные спутники и другие объекты.

На конференции прозвучали доклады и на другие темы: как рассчитать семейный бюджет, измерить расстояние с помощью подручных средств, решить экономические и тригонометрические задачи в ЕГЭ. По мнению доцента КНИТУ-КАИ Игоря Федорова, дети, несмотря на их выдающиеся способности, должны получать задачи, соразмерные своим возможностям. Слишком сложный проект ученик может не осилить, а простой заставит усомниться в своих силах:

— Каждому вундеркинду нужна «маршрутная карта», которая поможет ему развиваться на протяжении всей жизни, — считает ученый.

По итогам конференции участники получили ценные призы и возможность начать карьеру на Казанском вертолетном заводе.

Александр Токарев,
Медиалаборатория Университета Талантов

Фотографии доступны в альбоме официальной группы Университета Талантов ВКонтакте.

Комментарии

anonymous user
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Быстрее через социальные сети