DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
О жизни химика, любящего исторические романы. Или как «тройка» меняет судьбу

О жизни химика, любящего исторические романы. Или как «тройка» меняет судьбу


Рубрика «Истории успеха» с талантливыми татарстанцами продолжается. На этот раз мы пообщались с золотым медалистом Международной олимпиады школьников по химии, двукратным золотым медалистом Менделеевской международной олимпиады, трехкратным победителем Всероссийской олимпиады школьников по химии ‒ Булатом Курамшиным. Сейчас Булат учится на 1 курсе Химического института им. А.М. Бутлерова Казанского (Приволжского) федерального университета. Он рассказал нам, как увлекся наукой, и где собирается применять свой талант.

- В ноябре ты был в Якутии, что это была за поездка?

- Для меня это довольно интересная история. Трижды я принимал участие в Международной олимпиаде по химии, среди участников которой представители различных субъектов РФ и стран. Там я занимал призовые места, а этой зимой ездил уже учить якутских детей.

- Это специальная программа?

- В Якутии есть такая традиция. Три раза в год они собирают своих олимпиадников на «сборы» и приглашают преподавателей из Москвы, Санкт-Петербурга, и вот, например, меня – из Казани.

- А ты действительно преподаешь или это твой первый опыт в качестве педагога?

- Я преподаю в лицее № 131, из которого выпустился год назад (смеется). Там веду кружок по химии, готовлю учеников к олимпиадам. Сегодня у меня с ними занятия.

- Обычно преподают аспиранты и магистранты, а ты – выпускник школы, и тебе всего 17 лет, но ты уже преподаватель. Как так получилось?

- Не вижу в этом ничего странного. Те, кто прошли через олимпиады в школьное время, знают немного больше остальных, и могут рассказать об этом другим.

- Многим ли детям не хватает знаний, которых дают в школе?

- Да, многим, но получат ли дети необходимые им знания, зависит от многих факторов. Например, всегда есть процент людей, которые знают немного больше остальных. Главная причина этого - интерес к развитию самого человека.

В школе, например, есть ученики, которые интересуются работотехни

кой, углубленным изучением химии или увлекаются переводом произведений Шекспира. Конечно, такой повышенный интерес зависит и от направления учебного заведения и от его руководства. У нас, например, физико-математический-лицей, поэтому многие ученики увлекаются именно перечисленными выше предметами. Кроме того, на углубленное изучение химией оказывает влияние и директор лицея - Альфия Блигвардовна Хабибулина. По образованию она химик.

- Это она повлияла на твой интерес к химии? Как сложилась твоя история с этим предметом?

- Меня разозлила моя первая тройка по химии (смеется). Я получил её в восьмом классе по контрольной работе. Меня это подстегнуло. Я начал усерднее готовиться по учебникам, хорошо писал контрольные и участвовал в школьных олимпиадах. Кстати, я когда-то занимался в кружке по химии, решал задачи повышенной сложности. Благодаря этому опыту я трижды выигрывал Всероссийскую школьную олимпиаду.

- До участия в Международной олимпиаде ты, наверное, прошел внушительный путь?

- Сначала я выиграл Всероссийскую олимпиаду, но это, как оказалось, не всё (смеется). Я также прошел и внутреннюю олимпиаду: 20 победителей собрали на химическом факультете МГУ, где нас готовили и проверяли. В итоге на Международном уровне от России было четверо участников.

- Победа в международной олимпиаде открыла перед тобой множество дверей. Почему ты все же решил поступать в Казанский федеральный университет?

- Весь 11-ый класс я колебался между МГУ и КФУ. В итоге остановился на Казанском федеральном и не жалею об этом. Хотя учеба в Москве сильно ценится, у моей жизни в Казани много плюсов. Я остался дома и не думаю о бытовых проблемах. А это важно, потому что я не отвлекаюсь от учебы, науки и преподавания.

- Тебе легко дается химия или ты каждый раз пробираешься «через тернии к звездам»?

- Химия очень разная. Есть органическая, неорганическая и физическая химия. Я люблю физическую, потому что мне всегда легко давалась математика, а тут нужно много считать и решать формул. С органической химией сложнее, надо много запоминать. А в университете мне легко, потому что тут идет специализация в узкой области и не нужно знать всю химию.

- Ты бы не хотел провести свое исследование? Может у тебя уже есть идеи?

- Пока нет, сейчас я просто изучаю химию. Я уже знаю материал за первый курс и за половину второго. Благодаря этому сейчас у меня больше свободного времени, чем у других студентов. И я уделяю это время занятиям со школьниками. Мне нравится с ними работать. Также я занимаюсь научной деятельностью в лаборатории, ставлю эксперименты и нарабатываю навыки.

- А как относятся преподаватели к твоей успеваемости? Разрешают не посещать пары?

- В КФУ меня поддерживают. Преподаватели лояльны. Первую сессию я закрыл на «отлично».

- Какие планы на будущее?

- После окончания университета собираюсь заниматься научной работой. Поступлю в аспирантуру и буду защищать диссертацию. Точно могу сказать, что буду преподавать в школе, потому что считаю, что закладывать базу знаний важно именно со школы. Главное - чтобы в это время рядом был хороший учитель и наставник.

- А у тебя был наставник? Кто поддерживал тебя в начинаниях?

- Конечно, меня поддерживали родители. А в школе помогали всегда два учителя химии: Альфия Блигвардовна Хабибулина – директор нашего лицея, она ведет кружок по химии, и учитель химии ‒ Эльфия Рустямовна Сафонова, она направила меня в нужное русло, когда я еще только начинал изучать этот предмет.

- А ты бы хотел стать наставником для кого-то, помочь кому-то продвинуться в жизни?

- Думаю, ученики, с которыми я занимаюсь после уроков, уже находятся под моей опекой (улыбается). Они задают мне вопросы об олимпиадах, интересуются многими вопросами по химии.

- Есть ли у тебя свои принципы преподавания?

- С учениками я разговариваю на одном языке. Сначала говорю что-то «заумно-химическое», потом разъясняю все простыми словами. Ведь главное достоинство любого преподавателя – умение говорить сложные вещи просто и доступно.

- Хочется ли тебе принести пользу для общества?

- Моя польза будет заключаться в преподавании. Мне в науке интересна сама наука, а не польза для производства заводов, например. Мне интереснее чистая фундаментальная наука.

- Тебя вдохновляет химия?

- Иногда мне кажется, что она не логична, тогда я просто должен отдохнуть (смеется). Чаще я чувствую, что она идеальна! (восхищенно) Химия красива, но не когда она на бумаге, а в реакциях, в опытах.

- А интересует тебя что-то кроме нее?

- Я читаю художественную литературу. Мне нравятся исторические романы Валентина Пикуля. Например, «На задворках Великой империи».

- На твой взгляд, есть ли проблемы в образовании?

- ЕГЭ – вот проблема. Только по математике можно определить уровень знаний путем государственного экзамена: там есть сложные и легкие задачи. ЕГЭ по химии вызывает сложности, потому что школьная химия отношения к реальности никакого не имеет. А всё потому, что в школах не говорят об исключениях и сильно упрощают дисциплину.

- Думаешь в школе нужно давать сразу всю кипу правил и исключений?

- На кружке по химии я говорю своим ученикам, что есть множество исключений и есть дополнения к каждым правилам и стандартам, чтобы, поступив в университет, они не приходили в ужас от новых дополнений. Также важно интересно «подавать» темы, а не готовить параграфы по учебникам и задавать его же на домашнее изучение. В моей системе мира учитель должен давать дополнительные знания, завлекать детей в науку. Например, можно рассказать, какие химические свойства могут быть полезны людям в быту.

- Считаешь ли ты себя успешным человеком?

- Я считаю, что успешно закончил школу. Теперь хочется достичь успеха в университете и научной деятельности. Ученики, которых я готовил, хорошо написали предметную школьную олимпиаду – это тоже для меня показатель успех. Чтобы чего-то достичь, нужно быть усердным и старательным. Это один из элементов любого рецепта успеха.

Беседовала Анастасия Иванова,

корреспондент Медиа лаборатории Университета Талантов